Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Ловить ангелов..."



У рава есть такое выражение, «хватать ангелов». На идиш это звучит лучше: «хапт малохим». Рав обычно говорит, что если есть итбоненут клалит но нет итбоненут пратит, если человек думает о Б-ге «вообще», но не думает «в частности», рав называет это «хватать ангелов».

В хасидут Хабад это называется не так красиво. Это называется «димьонот шав». Не знаю, как это по русски сказать, может «беспочвенные фантазии». Типа, он думает, что она в него влюблена, а она вообще в его сторону даже и не смотрит..

Такое бывает не только в любви. Такое бывает в Служении Вс-вышнему тоже.

Человек «поймал ангела», поймал какой-то квант энергии. И он парит, он витает, он воображает, что он поднялся к духовности.

Он никуда не поднялся. Наоборот, он еще опустился. Вся его духовность пошла только в одну сторону — добавить ему йешут, высокомерия и самомнения.

Святость это битуль — см последние уроки Тании. Если изучение хасидизма не добавляет человеку ощущения, что он полное ничто, и полон клипы и грязи и интересов — он явно занимается чем-то иным, не имеющим отношения к святости.

Святость — это битуль. И знать свое место. И святость — это действие.

Одно с другим связано.

Есть сиха у Ребе на эту тему. Почему у богатого человека так трудно получить деньги, почему богатому человеку так трудно дать цдаку? Потому что ему нужно все для себя…

То же самое, и в еще большей степени, возможно, происходит в духовности. Человеку нужно все только для себя. У него нет времени для другого. Нет времени, чтобы заниматься афацат майанот. Он слишком занят собой, своей духовной работой, своим духовным уровнем. Афаца — пусть кто-нибудь еще занимается…

*

Основа основ хасидут Хабад — это предостеречь человека от этих «димьонот шав», от этой «игры воображения». Рав как-то говорил, что выражение «коах амедаме», «игра воображения» равно по гиматрии «эгель азахав», «золотой телец». Эта игра воображения —  чистая авода зара. Может быть, в тонком смысле, но все равно авода зара.

Когда можно быть уверенным, что человек вышел из этой аводы зары служения самому себе? — Когда он выходит из своих «четырех локтей» и начинает заниматься еще кем-то, приближать других евреев.