Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Как две "капли" водки...



Зашел вчера на 770 вечером в моцш.

В голове крутится одна мысль.

Семя называется «типа» (капля). И водка называется «типа» (капля, есть такое выражение типа мара — горькая капля).

Наверное, это мне говорит, что это одно и то же. Другими словами, чрезмерное потребление водки, столь принятое в Хабаде — по сути это тот же пгам брит. Только про первый пгам брит все знают. А про второй — считается, что это «можно и мицва»…

В смысле эффекта разрушения личности можно еще поспорить, что разрушает личность больше, пгам или водка…

*

Бывает несколько разновидностей фарбренгенов. Есть фарбренген бохрим. Очень много водки и при этом удивительное братство, и берущие за душу нигуним.

Есть «фарбренген», когда седобородый уважаемый машпиа напивается с бохрим и потом лезет к ним (к бохрим) целоваться. Мозги, как правило, уже почти пропиты (годам к 50-60 от беспробудного пьянства личность безвозвратно разрушается и остаются совершенно животные мидот и громкие лозунги. И нужно еще и еще водки).

И есть фарбренген русских баал тшув. Очень много водки, очень часто сопровождается дракой или скандалом.

Иногда, правда, бывают спонтанные и очень хорошие фарбренгены.

*

Проблема в том, что русские в большинстве своем вообще не видели нормального фарбренгена. И они думают, что нажраться в еврейской компании это святое, особенно в какой-то праздник, а если на оэле или в синагоге, то точно «поймаешь ангелов». Поймаешь…клипу и ситра ахра. Такой «фарбренген» состоящий из водки и скабрезных шуток, отталкивает весь «шиур кома» (полный рост) Шхины.

Есть исключения. Пурим исключение.

Капля водки подобна капли семени. Это может нести жизнь, а может стать смертным грехом. Зависит где, когда и как.

*

Человек должен стать пьяным не от выпитого, а от сознания того, насколько он по самое некуда «в земле». И как все его «мицвот» это или таава (вожделения определенного рода) или интересы. От такого «пьянства» рождается новая жизнь. Это пьянство называется «тшува». За этим стоит ехать на оэль или на севен севенти, или на могилы праведников вообще. Но ехать на оэль, чтобы нажраться в стельку? Нет и нет!

*

В Марьиной роще 1988 было очень даже принято выпить. Старики пропускали по сто грамм. Молодежь говорила, что, конечно, Ребе сказал, что до сорока лет не больше 4 раз лехаим и не больше ста грамм в сумме. Но «к русским это не относится»…

Я пришел в Марьинку из семьи, где не то что водки, пива не пили. Но мне очень понравился такой «способ служения». «Битуль йеш[1]» мы любили говорить. Нажраться от полной отключки сознания это «битуль йеш».

Мне правда редко удавалось совсем до отключки. Но я старался «работать над битулем», увеличивая дозу..

*

Первый хабадник, который мне внятно и громко сказал (и вообще первый хабадник, который увидел во мне человека…), что тебе пить нельзя совсем был рав Глуховский. Лет 10 назад. Правда он совсем перекрыл кран, и я тогда чуть вообще не ушел из Хабада..

*

А Николай Ривкин, пред. Брянской общины, медик по образованию, как-то сказал мне, что пьянство снижает волевой порог. Человек превращается в нечто безвольное, лишенное силы воли. Не то что бы это меня остановило тогда…

*

А Ребе сказал, что тот, кто выпивает больше четырех лехаимов «не мой шалиах». И одно время у меня было очень сильное ощущение, что именно из за этого я вынужден был уехать из Брянска.

*

По одному из мнений «древо познания» было виноградником. И в этом состоял совет нахаша (змея): хотите ощутить Б-жественость? Хотите почувствовать что в АК добро и зло неотличимы? Не нужно обрабатывать сад. Просто покушайте плодов этого дерева. И добро и зло смешаются, вы станете подобны Б-гу. Добро и зло действительно смешались… В этом смысле 6000 истории человечества — это попытка «проспаться» после той самой первой пьянки…

Собственно, хасидут говорит, что Ноах пытался исправить грех Адама. И вместо этого напился и т.д.

Хасидут это тоже исправление греха Адама. И как раз поэтому в хасидут водка — это проблема.

*

Идолопоклонство это две вещи. Пьянство и разврат. Поэтому все пророки полны сравнения идолопоклонства с супружеской изменой и с пьянством. Тоже про маасэ Эгель там ясно из Раши что все это сопровождалось обильными возлияниями и развратом.

Можно полистать Ошо, чтобы понять, что идолопоклонство — это «свободная любовь».

Так или иначе, ясно, что и пьянство и разврат поднимаются очень высоко в святости. Т.е. это очень высокие искры, упавшие в клипу.

Хасидут пытается поднять самые высокие искры, поэтому хасидут — это всегда балансирование на грани. Поэтому сказано «ам аарец не может быть хасидом» — это балансирование на грани не для средних умов. Поэтому же еще в Талмуде обсуждается вопрос «семи видов глупцов»

Поэтому на фарбренгенах у Ребе выпивали. И иногда Ребе говорил людям выпить два и три стакана и человек находил себя под столом. Я как-то читал, как Ребе буквально принуждал четырнадцатилетнего подростка говорить лехаим на водку… Подросток, правда, отказывался. Потом он стал очень известным хасидом Ребе и рассказал об этом… Означает ли это, что мы можем делать то же самое? Что так нужно вести себя ежедневно? Что каждый может это делать? Что четырнадцатилетним пацанам нужно наливать на фарбренгене?

Мы читали только что в главе Бешалах, что Вс-вышний показывает Моше какое-то особое дерево, которое, будучи брошенным в воду делает ее сладкой. Хазал при этом отмечают, что само это дерево — горькое. И плоды его смертельный яд. Правда, в руках Моше оно превращается в эликсир жизни. Водка и фарбренгены это то же самое. Есть масса писем Ребе о недопустимости выбивать больше четырех лехаимов. И все равно продолжают пить. Я еще раз говорю, что речь не идет о бытовом пьянстве, а о «культовом» пьянстве, которое не становится от этого менее разрушительным



[1] Игра слов. «Йеш» — эгоизм. «Яаш» — водка. «Битуль йеш» означает, что с помощью водки мы боремся с эгоизмом. Не знаю кто как, я в это в 1988 году свято верил… И на самом деле, мы «ловили ангелов» тогда только так..