Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Не удостоился - становится ему..."



Основная проблема с «пгам брит»: «лой зохо наасэт ло сам-а-мавет». «Не удостоился (точнее, как объясняется везде, он «не очистил себя») — становится ему (Тора) смертельным ядом». Когда человек учит Тору, не очистив себя, Тора превращается для него в смертельный яд.

Ты же по уши в грязи! Ты же мертвый! Ты же по уши в «пгам а-брит»! Куда ты лезешь в «хумрот» и «идурим»?!

Хумрот и идурим — это для тех, кто «зохо», для тех, кто чист, кто родился в чистоте и остался чист.

Для тех, кто «согрешил и повредил и перешел дорогу» — другими словами, практически он (духовно) мертв (см. Тания гл. 17 если кому интересны ссылки) — эти хумрот и идурим приводят к только одному результату — он и так полумертвый, еле живой, душа еле теплится. А он берет еще на себя все хумрот, как это делают все здоровые и сильные и чистые. И его душа, его сердце окончательно умирает.

Что же делать? Во-первых, симха. Поскольку первый результат «пгам» это ацвут, окаменение сердца, то первое средство борьбы с «пгам» это радость вообще, и радость заповеди в особенности. Второе — достаточно часто встречается в ответах Ребе — умножать буквы Торы и молитвы. Т.е., просто как можно больше говорить Теилим, Танию, Тора Ор и святые книги вообще. Очевидно, в основном имеется в виду на языке оригинала. И молиться, молиться как можно больше.

Вот если даже молитва не идет — тогда точно надо делать тшуву…

Несмотря на то, что с точки зрения каббалы «пгам» это самый тяжелый грех, хуже всех остальных грехов Торы (особенно это у рабби Нахмана, и в трудах сефардских каббалистов я как то это видел) — Ребе советует, как правило, «отвлечься от мысли о грехе и даже от мыслей об исправлении греха до после свадьбы». Т.е., тикун, как правило, это создание теплой, здоровой, любящей семьи.

Но основное — основной тикун, и основная забота баал тшува — это чтобы его сердце не умерло, как об этом говорит рабби Нахман.

Танцы бреславских хасидов очень напоминают мне то, что я в свое время слышал от Йеошуа Дашифа зихроно ливраха. Он был специалистом по «пост-травме», и рассказывал мне, что каким образом животные выходят из пост-травмы? Непроизвольные движения выводят травму из организма.

«Пгам» это травма на самом простом, физическом уровне. Движение, танец, движение вообще — самый лучший «типуль» для травмы.

Баал тшуве не до хумрот. Он должен постоянно «бороться за жизнь», чтобы свет и тепло духовной чувствительности не погасли в нем окончательно