Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тшува поколения



Рав Кук в «маамар а-дор» говорит, что «кфира» (отход от веры) поколения принципиально отлична от «кфиры» прошлых поколений. В прошлых поколениях человек уходил от веры из соображений пользы, выгоды, возможности наслаждаться этим миром и т.д. В этом поколении человек оставляет религию из соображений морали, логики и т.д. — см. там подробно.

Какой из этого я делаю почти очевидный вывод? Очень просто. Что также тшува этого поколения также принципиально отлична от тшувы прошлых поколений. Еще рав Кук отмечал, что «это поколение не вернется из страха, но оно готово вернуться из любви».

Проблема в том, что о том, как делать тшуву из страха, «нижнюю тшуву» — написано везде. Все книги о тшуве как раз об этом. О том как делать тшуву из любви — почти нигде не говорится.

Я подозреваю, что также в тшуве из любви есть разные ступени (в прошлом году было несколько уроков рава на эту тему, что есть также тшува из симха и тшува из таануг)

И как же это делается? Есть ли «рецепт» такой тшувы?

Рецепт есть. «Найдешь если будешь искать всем своим сердцем и всей своей душой». Рецепт тшувы — в глубине твоего сердца и в глубине твоей души. Как делать «внешнюю» тшуву — об этом написано в книгах. Как делать «внутреннюю» тшуву — об этом знаешь только ты сам.

***

Мое постоянное, почти обсессивное, впечатление от общения с «досами». Религиозные с детства — в большинстве своем живые, адекватные люди. Баалей тшува — ну я не знаю. Какие то замороченные-озабоченные как бы чего не нарушить..

А может они тшуву просто не свою делают? «Тшува поколения» (и конечно же, тшува, способная привести мошиаха) — это тшува из любви. А они делают (и им объясняют что нужно делать) тшуву из страха? Может в этом дело?

На йорцайт Ор аХаим в Хевроне рав говорил, что есть тшува «лехатхила» и тшува «бедиавад». Тшува лехатхила — это тшува, превращающая грехи в заслуги. Тшува бедиавад — делает грехи ошибками. Рав сказал тогда, что очень мало людей делают тшуву «лехатхила». А это то, что требуется на самом деле.

Все что я знаю о Мошиахе, и соотв. о тшуве, которая способна привести Мошиаха говорит мне только одно — Мошиах это итапха. Превращение тьмы в свет и горечи в сладость. Амтакат дин. Смягчение суда, превращение «паука» в «мед».

Все остальное замечательно, но никакого отношения к приходу Мошиаха не имеет.

Баал тшува «заточен» на Мошиаха. Баалей тшува — это души, которые пришли в мир, опустились в самую грязь, на самое дно этого мира ради единственной цели — чтобы поднимаясь из этой грязи и этой тьмы, пробудить энергию, достаточную для прихода Мошиаха. Но их отправляют по «обходному пути». Одевайте кипу, одевайте шляпы, одевайте сюртуки, становитесь «нормальными» досами и все будет хорошо…

Все не будет хоршо. Потому что в глубине души человек чувствует, что не ради этого его душа пришла в этот мир. Не для того, чтобы всю жизнь терзаться угрызениями совести, почему я не родился религиозным, почему я кушал трейфот и т.д. Его душа пришла в мир чтобы пробудить свет Мошиаха. Все остальное, по большому счету ему не интересно.

Баал тшува ищет какую то книгу, какого то учителя который раскроет перед ним истину. Рав Кук говорит, что иногда надо закрыть все книги. И слушать только то что говорит тебе твоя собственная душа

**

Все так или иначе упирается в то, что человек который мог бы стать учителем поколения, и научить поколение как делать тшуву — сидит практически под домашним арестом в Кфар Хабаде. А мы делаем тшуву… прошлых поколений. На языке хасидизма это называется «авода зара». Тшува, но не твоя. Служение, только не твое. Что твое -знаешь только ты сам.