Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Творит ли Б-г зло?



Из наших обсуждений в группе Бней Ноах в вотсапе (хотите присоединиться? — пишите мне в личку)

Вопрос: Конечно хочется увидеть примеры когда Да и Нет одновременно.

Да и нет одновременно было очень подробно в уроке о квантовой логике. Вот это: http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/5778/78-02-25-bar-mizva-menusi.htm

Классический пример, который рав любит приводить, это дискуссия мешихистов и анти. Рав говорит, что и те и те правы. Можно, конечно, объяснить это классическим «зависит где говорят», т.е., что речь идет о разных уровнях и все. Но кажется, рав имеет в виду нечто более глубокое. Ближайшая аналогия — известное «помни и храни были сказаны одновременно». Почему-то для Хазаль принципиально важно, что это сказано одновременно, и что это совершенно недоступно человеческому пониманию (Раши на 10 заповедей)

Но я бы привел другой пример. Рав касается этой темы в уроке. Вообще то говоря, есть стих, который говорит http://chassidus.ru/toraonline/?chumashid=14&chapter=45&posuk=7

«творящий зло» (этот стих входит в текст ежедневной молитвы, Только в молитве вместо «творящий зло» говорится «творящий все»…

Я бы сказал, что основное «одновременно», основное нет-да, которое приходит Свыше и присутствует в жизни каждого из нас, это одновременное присутствие добра и зла. Доброго и злого в нашей жизни. И по логике «Аристотеля» мы или пытаемся сказать «все добро», «зло не приходит с небес» (это, кстати, тоже стих писания). Или же мы говорим «все зло». Истина в том, что Вс-вышний творит добро и зло одновременно. Я не очень понимаю, как Хазаль говорят, что «зло не приходит с Небес», если это открытым текстом в Писании. Более того, открытым текстом в молитве «царь дарующий жизнь и умертвляющий» — кто-то хочет сказать что это «добро»?

Так или иначе — основной хидуш рава из этого урока (я не сказал, что это рав так сказал), на мой взгляд, что не нужно пытаться всеми силами доказать, что Б-г это сплошное добро. А можно вполне сказать, что Он творит свет и тьму, он творит добро и зло. И мы неспособны этого постичь. Хотя мы сами, собственно, творим добро и зло одновременно (вчера как раз листал что-то в Шаарей тшува на эту тему).

**

Нужно понять простую вещь. Б-г един — это только на ступени даат эльон (высшее знание, высшее единство). На ступени нижнего знания и нижнего единства нет по-настоящему «Б-г един». Это, собственно начало 2 части Тании.

Теперь. Объясняется в хасидут, что по-настоящему высшее единство — это ступень самых больших праведников. Рав объясняет, например, что ступень Ребе это даат эльон (высшее единство).

Нам же лишь дают «попробовать» от высшего единства. Но если человек глотнет этого единства больше, чем он может выдержать, то «сосуды не выдержат света».

Далее. На уровне высшего единства действительно нет зла. И там зло может перевернуться в добро, и оживление мертвых — это все там. И это раскроется, когда прийдет мошиах. Об этом сказано «в тот день Б-г будет един, и имя Его едино». И объясняют Хазаль, что это только «в тот день» но не в «этом мире».

А пока что наша работа — это ступень нижнего единства. И там есть добро и зло, тьма и свет и т.д. И наша задача лишь чуть-чуть постараться быть на ступени высшего единства. Это подробно объясняется в массе мест у Ребе.

Еще пару замечаний. Основа основ хасидизма, что человек должен служить Вс-вышнему на своей ступени. А не пытаться подниматься выше, чем нужно. Об этом сказано «не кушай слишком много меда».

Второе. Если Ребе — это ступень высшего единства, то понятно что для Ребе предыдущий Ребе жив.

И если рав об этом говорит, то может, он тоже где-то там же. Но для нас это не так.

Поэтому Ребе говорил в 1950 что «мой тесть жив». Но хасидов это не смущало и они требовали от Ребе принять несиют (возглавить движение). Умные были хасиды в 1950

Основная опасность баалей тшува что они залетают на ступень высшего единства и потом не способны нормально функционировать в реальном мире.

И еще. Когда я слышу, что с кем-то произошло несчастье, не дай Б-г. А у меня в голове «высшее единство», то это просто блокирует нормальную человеческую реакцию сочувствия. Собственно, это основная причина знать меру в высшем единстве

Нужно понять, что Вс-ввшний «хочет» нижнего единства не меньше, чем высшего. Или даже больше..

Можно задать вопрос. И все же, почему нельзя все время быть на ступени высшего единства? Ответ рава, как я понимаю, что только очень высокие души, полностью очистившие себя от даже следов гаава и эргеш ацми (рефлексии) способны подняться «на гору Вс-вышнего». Всем остальным сказано «остерегайтесь не подниматься на гору»

Поэтому Хазаль сказали: «многие пытались делать как рабби Шимон и не получилось у них». Чтобы делать как рабби Шимон т.е. только учить Тору, требуются исключительно чистые души. И это точно не баалей тшува. Поэтому Ребе учил баалей тшува, что они не должны оставлять полностью светскую специальность и т.д.

**

Хазаль учат, что Б-г это душа мира. А мир, соответственно, это тело. Отношения тела и души — это не так, что душа полностью подчиняет и подавляет тело. Это «зивуг», супружеские отношения. Собственно, это основное открытие Баал Шем Това — что отношения тела и души это не классический «патриархат», а именно супружеские отношения. Классический же иудаизм весь построен на модели «патриархата» — т.е., душа, душа, и только душа. Это было релевантно тогдашнему состоянию мира, сегодня же это «новая Тора», когда тело и душа сотрудничают. Но это открывается медленно, с трудом находя себе дорогу сквозь классические тексты. И это существует скорее в воздухе, в реалиях бытия религиозных общин, как в Израиле, так и в США. Ты видишь, как даже в самых ортодоксальных кругах, сегодня материальность занимает куда больше места, чем раньше.

Возможно, мы можем говорить даже о том, что «письменная Тора» (т.е., все письменные источники, не только хумаш) говорят больше о душе. А «устная Тора» — реальная практика религиозной жизни — все больше говорит о материальности. Очевидная аллюзия с известным стихом http://chassidus.ru/toraonline/?chumashid=30&chapter=1&posuk=8

Хазаль объясняют этот стих, что «наставление отца» — это письменная Тора. А «учение матери» — это устная Тора. Хочу повторить, что «устная Тора» (это не мое изобретение, это кто то уже до меня сказал) — это живая реальная практика религиозной жизни. Другими словами, иудаизм — это динамика взаимодействия письменной Торы, т.е. всего комплекса религиозных текстов, и устной Торы — реальностей религиозной практике.

**

Можно сказать еще жестче: сказано «не увидит меня человек и останется в живых». Что значит «увидит меня»? Может быть, «увидит меня» означает, попытается смотреть на вещи «моими глазами»? Писание нам сообщает, что «не останется в живых. Он перестанет быть человеком…