Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шабат в Кфаре (Хукат)



Шабат в Кфаре

* В делах святых будь взрослым человеком. В делах этого мира можно оставаться ребенком…

Более близко к оригиналу: в делах Б-жественных должен быть «парцуф». А в делах житейских достаточно «точки». Будет «анаха» урока — можно будет подробнее обьяснить

* Почему Моше не вошел в эрец? Ударив по скале — он показал, что он воспринимает сынов Израиля как детей. Он не заметил, как они выросли. Он остался «меламед дардакей» (учителем маленьких детей). Он не мог стать учителем для взрослых людей, которым предстояло захватывать Эрец Исраэль.

Довольно интересная идея рава, которая говорит, что есть «иудаизм для детей» (поколение пустыни) и «иудаизм для взрослых» (поколение захватывающее Эрец Исраэль). Иначе говоря, есть «учебная» версия иудаизма, и есть иудаизм для практического применения. Что не одно и то же. А иногда совсем не одно и то же. Судя по всему «поменять голову» невозможно. Моше так и остается «учителем для маленьких детей» и поэтому не способен войти в Эрец.

Интересно, можно ли сказать то же самое про Моше и Мордехая («приняли то что получили»)?

Ребе в маамарре на Пурим Котон 5752 говорит, что Моше это аспект даат. А Мордехай — мсирут нефеш. Т.е., на уровне сознания — Моше явно круче. А на уровне мсирут нефеш, йехида, подсознания вообще — а, следовательно, также действия — ибо наши действия определяются нашим подсознанием, а не нашим сознанием — на уровне действия — Мордехай выходит вперед.

Вчера также шла речь о Ифтах Гилади — тема вчерашней афтары. Он полный ам-аарец, и тем не менее — он лидер поколения. Наси поколения. Там явно еще больше аспект мсирут нефеш. И, как следствие — успешная война. Был какой то разговор про Бен Гуриона и нынешних лидеров Израиля — подожду пока пришлют текст

* Как всегда, рав «не может» не затронуть тему, о которой я пишу в фейсбук. Эвен-цур-сэла. Это три синонима слова «камень». Или камень-утес-скала. Рав обьяснил, что камень — это мохин дэибур (беременность), точка. цур — это катнут — и поэтому можно «бить по скале». Сэла — это «гадлут» — и поэтому бить уже нельзя, а нужно разговаривать…

Так или иначе, выходит, что «каменное сердце» это катнут, точка. А «мясное сердце» — это взрослое сердце. Взрослость это даат, как понятно. Т.е., когда человек мал и инфантилен — его сердце как камень. Когда он начинает расти — его сердце начинает смягчаться. Если и когда он совершенно вырастет — его сердце окончательно смягчится…