Скорее всего можно говорить о двух типах "пгам[1]" (речи). Есть "пгам" - сказать то, что не следует говорить. И есть "пгам" - не сказать то, что должно быть сказано.
Что хуже? Самое главное - как различить?
Алтер Ребе в Игерет аТшува говорит, что неисполнение заповеди «делай» хуже, чем нарушение любого запрета.
Если я не делаю то, что я должен делать - а не делаю я потому, что боюсь ошибиться... — наверное, это хуже всего. В Ликутей Тора гл. Ницавим об этом говорится еще в более жесткой форме.
Задача различения между этими двумя вообще не тривиальна.
Первый пример такого нежелательного раскрытия - диалог Нахаша (=гиматрия «мошиах») с Хавой. Последствия известны.
Когда Яаков кланяется Эйсаву - Яаков думает, что Эйсав уже готов, что он уже сосуд для "ашпаа" (света). И ошибается. И наказывается за это.
Когда Ицхак пытается благословить Эйсава — происходит то же самое. Ицхак думает, что Эйсав уже "кли" (сосуд) для благословения. А он еще не «кли».
Когда Йосеф заставляет египтян делать обрезание - есть несколько сихот Ребе на эту тему. Что это был настоящий "пгам" и т.д.
Когда Хаим Виталь делает "афацат майанот" вопреки воле своего учителя[2] - Ари покидает этот мир.
Еще до того у Ари умирает сын, и он говорит ученикам что это за то, что он раскрывает им тайны каббалы.
Когда мешихисты начинают кричать, что Ребе - Мошиах - это заканчивается 27 адаром..
Так как же правильно? Не знаю. Правильно, наверное, ошибаться, падать, подниматься и идти вперед. Бездействие исправить куда труднее (если вообще возможно) чем ошибочное действие
**
Так что же, ошибаться - можно? Исправлять ничего не нужно?
Как раз наоборот. Ситуации отсутствия ашпаа вИгерет аТшува посвящено всего несколько строчек. Вся остальная игерет а-тшува это исправление неправильной «ашпаа» («воздействие», «влияние»).
На что это похоже? Есть известный вопрос, почему в Тании приводятся только три ступени искупления. Четвертая - смерть - не приводится. Есть сихот Ребе об этом. Так или иначе не-ашпаа - это как "четвертая часть искупления". Если я вообще не машпиа, если я вообще ничего не делаю - я просто мертвый. Можно говорить по мне кадиш.. Исправлять нечего.
Если я уже машпиа, но при этом говорю не то, что я должен говорить, и не тем людям, которые должны это услышать - тут уже есть какой-то процесс исправления.
Получается, что древний Нахаш-Мошиах просто запустил процесс исправления мира и человека? - Что то вроде..
[1] Букв. «повреждение». В хасидут и каббале проводится аналогия между «пгам» речи и «пгам-а-брит». Отсюда данная терминология
[2] См. «Шивхей а-Ари»
Вам понравился этот материал? |