Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шавуот: выйти из "пизур нефеш" и сконцентрироваться на шлихут.



Я пытаюсь подвести для себя итоги последнего Шавуот (совпадающего с моим днем рождением — время подведения итогов и время строить планы на будущее).

Рав говорит только об одном: сконцентрироваться, сосредоточиться, найти свой шлихут и исполнить его.

Есть тысяча и одна фигня в жизни, которая тебя отвлекает от главного. От цели. От того, ради чего ты здесь.

Эти «отвлекающие маневры» йецера могут облачаться в различные формы — в разного рода обиды, в обсессию по поводу каких-то реальных или мнимых собственных недостатков, но больше всего энергии отвлекает бессмысленная критика. Есть масса писем Ребе на тему — прекратите критиковать, начните что-то делать, наконец!

Почему человек все равно продолжает тратить силы на критику, прекрасно сознавая, что эта критика ровным счетом ни к чему не ведет? Есть еще одна причина. Страх. Отсутствие уверенности в себе. Собственно, все остальное, почти все наши ошибки в жизни связаны с преувеличенным страхом и неуверенностью в себе.

Неуверенность в себе парализует волю к действию. А парализованная воля к действию дает простор игре воображения на тему (кому что больше нравится) «какой я грешник», или «какие все вокруг грешники». Или «какой я несчастный», или «как неудачно сложилась моя жизнь» (и кто в этом виноват, понятно…) Некоторым, особо одаренным, удается играть на обоих инструментах одновременно…

Мителер Ребе (второй Любавичский Ребе) пишет в своей книге «Шаарей Тшува», что основное изгнание — это «пизур нефеш». Нефеш — это рацон, нефеш — это воля, это стремления человека. Пизур нефеш означает что воля человека разбросана, что человек не сосредоточен. Он не способен сосредоточиться на одном, главном направлении.

Выйти из этого состояния отсутствия фокуса в жизни — означает выйти из изгнания.

Для этого человеку нужен рав. Машпиа. Ребе. Праведник. Вот, наверное, суть.

Йегуда Ифрах как-то говорил о том, что люди, не способные и не желающие ничего изменить в своей жизни, составляют какие-то безумно сложные и запутанные теории всего с ними и вокруг них происходящего. Это, понятно, не продвигает их ни на йоту в решении собственных проблем.

Это просто «наполняет их желудок», создает им ощущение «наполненности» жизни. Только чем наполнена их жизнь? Самобичеванием? Бесконечными обидами? Бессмысленной критикой? И так они двигаются по замкнутому кругу большую часть своей жизни, ищут своих потерянных коней, как у рабби Нахмана.

Пока не встретят «жителя леса», живущего «между небом и землей». Который скажет им, измученным поисками себя, и теряющими себя все больше и больше: стойте! Это ваши грехи водят вас по кругу!

Житель леса, живущий между небом и землей — это праведник. Ребе. Если ты удостоишься встретить Ребе — то луч воли Ребе способен дать тебе новое направление, реально изменить твою жизнь. Вернуть ей жизнь, содержание и краски.

Зависит от искренности твоих поисках. Зависит от твоей готовности покинуть «царский дворец», покинуть «город» и выйти «в лес», в пустыню.

Зависит от твоей готовности принять и услышать то, что тебе скажет «житель леса», праведник, Ребе.

Зависит от твоей готовности начать, наконец, что-то реально делать.

Этот «житель леса» у рабби Нахмана не обговаривает в деталях что делать. Дает только общее направление. Детали реализации каждому следует искать самостоятельно.

Мы тут много говорим о соотношении окружности и линии. Ребе, праведник, Моше рабейну — это луч энергии, корень которого — выше цимцум. Этот луч энергии вносит порядок и смысл жизнь человека.

Эмунат цадиким, вера в праведника? — Совершенно верно.

Хотите какой-то конкретный совет, практический совет от «лесного жителя»? — На мой взгляд, это: перестаньте давать качественную оценку себе и окружающим. Перейдите на количественную оценку вещей.

Не говорите себе «я законченный грешник». Дайте 10-балльную оценку, насколько то или иное качество вашего характера мешает вам в исполнении Вашего шлихут в жизни. То же, скорее всего, в отношении окружающих Вас людей.

Но самое главное, пожалуй, даже не это. Начните что-то делать. Найдите «страну», которой нужен король… Попробуйте починить «королевский трон» — кто знает, может у Вас получится?