Экстремальный иудаизм
Я, кажется, придумал хорошее определение, что такое рав, и что такое его путь.
Рав — это экстремальный иудаизм.
Есть обычный иудаизм. Не важно, хасидский или литовский. Иудаизм, где все ясно. Где все определено. Где самое главное — по жизни быть приличным человеком…
И есть экстремальный иудаизм. Есть что-то ницшеанское в этой идее. Иудаизм запредельщиков. Где зачастую грань между добром и злом предельно размыта. Где только в самой внутренней точке души ты можешь на самом деле понять, что ты должен делать.
Понятно, что есть также разные души. Есть души порядочных людей. И есть души «зкстремальщиков».
По большому счету, это Каин и Авель. Авель был хороший человек. Жалко, что погиб. А Каин — это родоначальник всех экстремалов…По какому то странному стечению обстоятельств — он же первый градостроитель. И еще много чего первый.
Я не о том, что надо повторять «геройский поступок» Каина. Я про то, что есть две линии, правая и левая. Два типа душ. Настоящие революционеры и настоящие праведники — это все души «левой стороны», со стороны Каина. Понятно, что таким людям куда труднее работать над собой, и исправлять себя, чем «изначально хорошим» людям, духовным потомкам Авеля.
***
Ребе, тоже, собственно, был экстремал. Пока он был жив. Поэтому его благополучно похоронили, и очередного экстремала на трон не торопятся возводить…