Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мистический и национальный смысл Катастрофы



Я вдруг понял, что мне так режет слух в день Катастрофы в Израиле.

Я бы, может, не осмелился бы сформулировать это сам, но за меня уже это сделал Виктор Франкл.

Франкл пишет, что единственное, что поддерживало их в лагере — было сознание того, что их страдания имеют смысл.

Осмысление Катастрофы — это то, чего, на мой взгляд, не хватает сегодня в Йом аШоа в Израиле.

Религиозным Катастрофа представляется «ошибкой» Творца.

Светским Катастрофа представляется скорее «ошибкой истории». Оплошностью. Нечаянным грехом человечества. Грех, которого оно, человечество, понятное дело, стыдится и всячески стремится исправить.

Религиозные не хотят искать смысл, ибо не хотят отвечать на вопрос, где был Б-г во время Катастрофы.

Светским тоже не очень хочется париться с национальным смыслом Шоа.

Соответственно, все сводится к «Катастрофа не должна повториться», «Никогда больше», и постмодернистскому радикально-либеральному «давайте будем больше ценить человеческую жизнь».

Можно ли себе представить, что Катастрофа была «случайностью»? Что то, что через несколько лет после Катастрофы было создано Государство Израиля и началось возвращение в Сион, событие, которого ждали 2000 лет — неужели это также лишь игра случая или слепых законов истории?

Подобно тому, как в толковании Торы есть четыре ступени — простой смысл, намек, толкование и тайна — и иногда даже самый «пшатный» комментатор Торы, Раши, говорит: «здесь невозможно объяснить по простому смыслу» и приводит толкование более высокой ступени — то же можно сказать о жизни отдельного человека, и тем более — о жизни целой нации, и тем более — о жизни еврейского народа.

Есть вещи в еврейской истории, которые не объяснимы «по простому смыслу». Есть вещи, которые приобретают смысл лишь с точки зрения тайного учения. Подобно тому, как жертвоприношение Ицхака — после всех попыток «пшатных» комментаторов объяснить его — лишь с точки зрения мистики приобретает смысл — так и Катастрофа — «Шоа» — «Жертва всесожжжения» целого народа — имеет величайший мистический смысл.

Все, что приходится читать или слышать о Шоа говорит только об одном: жизнь на пределе. Или даже за пределом человеческих возможностей. Что это означает? Это означает раскрытие подсознания в масштабе целой нации. Это означает раскрытие сущности души, «внутренней точки сердца» нации.

Катастрофа — это величайшее мистическое событие, обнажившее душу нации. Эти обнаженные нервы целого народа — вот то, что привело к возрождению Страны Израиля, к возвращению в Сион и ко всем тем невероятным событиям, которые происходят здесь в последние 70 лет.

Подобно тому, как египетское рабство раскрыло душу нации и подготовило ее к дарованию Торы — так и Катастрофа раскрыла сердце народа и подготовила возвращение в Сион.

Катастрофа полна величайшего мистического и национального смысла.

Нивелировать смысл Катастрофы, сводить все к банальному гуманизму — означает унизить память погибших.