Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Наука и религия



На самом деле связь науки и религии совершенно очевидна. И то, и другое — в самой своей сути — есть мистическое озарение. Откровение. «Детали реализации» и формализация науки лишь скрывают ее мистическую суть. Великие ученые всегда осознавали всю мистику и интимность научного познания.

***

В сущности, подобно тому, как в религии есть а) озарение, мистическое откровение. б) формализация и кодексы — то же самое в науке.

Так же, как в иудаизме, увы, сегодня в основном интересуются «тем, что написано», формальной стороной, а не сутью вещей — так и в науке ее мистическая сущность оказалась скрыта за «наукообразными» доказательствами.

Возможно, пришло время вернуться к «религиозной» и «мистической» сущности науки и религии?

***

Философия (и теология) Аристотеля, воцарившаяся в религии (в т.ч. в иудаизме с легкой руки Рамбама) — это мощнейший барьер перед религией откровения.

Подобно тому, как философия Аристотеля пала перед наукой нового времени — так же религия, основанная на философии-теологии Аристотеля — не удержалась перед новой наукой. О чем это говорит? О том же самом. Что пришло время оставить религиозную схоластику и вернуться к религии откровения…

Ну да, Гешель, естественно. Ну да, Кардозо. Ну да, рабби Нахман, запрещавшим своим хасидам изучать философию (аристотелевскую!). Собственно, в Хабаде тоже не рекомендовали изучать философию. Почему? См. выше

По мотивам лекции Ильи Дворкина «Философия науки«