Тора Авраама - это совесть, это внутренний голос

Мидраш говорит:

אמר ר' שמעון: אב לא למדו ורב לא היה לו, ומהיכן למד את התורה?

אלא זימן לו הקדוש ברוך הוא שתי כליותיו כמין שני רבנים, והיו נובעות ומלמדות אותו תורה וחכמה, הה"ד (תהלים טז): אברך את ה', אשר יעצני, אף לילות יסרוני כליותי.

"Сказал рабби Шимон: отец не учил его, и учителя не было у него, и откуда же он учил Тору? Но Вс-вышний послал ему две почки его, подобно двум раввинам, и они обучали его Торе и мудрости. И так говорится в Псалмах: "Благословлю Б-га, который советовал мне, и ночами наставляли меня почки мои"

=====

Можно выучить отсюда, что во времена Авраама Тора была чем-то внутри человека. Это не было "книгой", которую нужно учить. Это скорее был внутренний голос, которого следовало слушать.

Собственно, во времена Моше Тора тоже не была "книгой". Изначально Тора говорится Моше. Лишь потом она записывается.

Также царь Давид говорит: "И Тора Твоя внутри меня".

Можно выучить отсюда, что Тора изначально - это нечто, что идет снизу, от самого человека. Нечто, что совесть человека говорит ему. Лишь после этого, приходит некоторое "подтверждение" сверху. И тогда записывается лишь очень малая часть - десять заповедей. Также в дальнейшем - Тора "проходит" через человека - "Шхина говорила через горло Моше", и лишь потом записывается.

Так или иначе - Тора это меньше всего книга. А Устную Тору вообще было запрещено записывать.

Собственно, в тот момент, когда устную Тору начали записывать - это сама суть изгнания. Началась "обьективизация" Торы. Тора как знание. Тора, как нечто отдельное человеку и противоречащее его внутренней интуиции. Тора как некоторая абстрактная идея, вообще с трудом соотносящаяся с этим миром (известная система "пилпуля", в которой "желудок" это некая талмудическая абстракция, а не реальный желудок реальной курицы).

Собственно, чем дальше в галут - тем дальше Тора отдалялась от человека, и тем больше эта "абстрактная" Тора отделялась от человека, и подчиняла себе человека. Идеальный человек Торы - это человек, который учит Тору днем и ночью.

В какой-то момент происходит разрыв. Тора становится так далеко, что человек уже не чувствует, что это имеет к нему отношения.

И дело даже не в "войне айфонов" и вывесках на улицах Бейт Шемеша, предлагающих женщинам перейти на другую сторону улицы. Как говорил Виктор Франкл, когда есть ради чего, то можно найти способ решения, как это сделать. Проблема не техническая. Проблема внутренняя. Проблема в ощущении, что классические концепции сегодня просто не работают. Дело не в том, что это трудно. Дело в том, что это бессмысленно.

Уже саббатианцы почувствовали, что мир стал другим. Б-г стал другим. Мир изменился. Старые "каванот" больше не работают в новом мире и с новым человеком.

=====

Еврейский народ вышел из изгнания физически. Но его Тора пока что остается в галуте. Застывшая, абстрактная, противоречащая человеческой природе и интуиции. Тора, которая тащит человека обратно в гетто. Предлагает ему отказаться от себя, и обещает ему за это в награду вечную жизнь в будущем мире.

Однако, в Израиле потихоньку растет новая Тора. Тора, которая идет от человека. Человека, который ищет Б-га. Но ищет также реализовать себя и быть счастливым и состоявшимся в этом мире

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру