Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Две головы" иудаизма



Где то до середины 17 века мир был устроен просто. Б-г был наверху, а человек внизу.

В 17 веке начался балаган. Человек сказал, что он хочет быть главным. А Б-г это вообще устаревшая гипотеза. Максимум, Б-г это мораль.

В 21 веке…

С точки зрения «раскрытой» Торы вообще нет никаких шансов прийти к согласию. Б-г наверху. Ты внизу. И поэтому меньше разговаривай. С точки зрения сокрытой Торы? Есть «высшее единство» — это как Б-г смотрит на мир. Б-г большой, а ты маленький. Но есть и «нижнее единство» (о нем пока что предпочитают говорить шепотом…) — «Я есть, а Б-г — Нет» («Нет» с большой буквы, копирайт рава Фрумана).

Возможно, именно поэтому Ребе так настаивал, чтобы в нашем поколении учили хасидут. Хасидут — это «шней рошим». «Две головы» (выражение рава Гинзбурга, и название его статьи). Одна «голова» — это «Б-г наверху а ты внизу». Другая «голова» — это «Ты есть а Он — Нет»

Собственно, это суть хасидут, и идея хасидут — найти общий язык, и взаимопонимание между этими двумя «головами». Между иудаизмом и гуманизмом.

К сожалению, сегодня очень редко можно встретить, чтобы кто-то обьяснял хасидут как мир между высшим миром и нижним миром. Между Б-гом и человеком. Хотя древний мидраш говорит, что «Давид (царь Давид), когда изучал Тору, тем самым он устанавливал мир между Высшим воинством и Нижним воинством».

Вся идея Торы — это мир между высшими и нижними.

*****

Нужно попробовать понять простую вещь. *Не случайно* в семнадцатом веке человечество задумалось о том, что человеческая жизнь имеет высшую ценность. Что люди рождены свободными и равными. Разные люди, разные философы, в разных странах приходят к одному и тому же — что человек рожден свободным. Может ли это быть случайностью? Или это та «волна», то «сообщение», которое пришло Свыше, и внизу просто «поймали» эту волну?

К сожалению, иудаизм, задуманный как религия разума, нравственности и личной свободы, прекрасно выдержав полторы тысячелетия преследований, оказался неспособен повернуться к этому новому веянию, к этой новой волне. Казалось бы, прекрасно, что европейские народы начали приходить к ценностям, уже давно заявленным в иудейской религии? Но произошло обратное — иудаизм увидел угрозу для себя в том, что «гоим» стали образованными. Нравственными. Свободными. И начал запираться в стенах гетто. И чем более образованным, свободным и нравственным становится мир вокруг — тем выше становятся стены гетто.

****

Недельная глава, которую мы читали на этой неделе — как раз об этом. Яаков встречается с Эсавом. Еврейский мир встречается с европейским миром. Эта встреча необходима обоим мирам. Как это будет «транслировано» в реальность? Хороший вопрос. Но сама Тора говорит, что наш праотец Яаков инициирует эту встречу. И обьясняется, что Яаков видит «высокие искры» святости Эсава, и поэтому идет на встречу, несмотря на связанные с этим опасности.

Но ведь в 17 веке произошло буквально то же самое! Яаков пошел навстречу Эсаву. Как только Яаков — еврейский народ — почувствовал, что «есть с кем говорить» — он пошел на встречу с Эсавом — европейской цивилизацией!

****

Возможно, это не просто так, что эта встреча Яакова и Эсава — это до Дарования Торы. Ибо в Торе нигде не говорится, что Яаков должен встречаться с Эсавом. Наоборот — вся Тора это как раз против того, тчобы они встречались…

Однако, в той части Торы, которая предшествует дарованию Торы — об этом да говорится.

По видимому, есть две части Торы. Тора после дарования Торы. И Тора перед дарованием Торы. И последняя дана только Израилю. Но первая дана всему человечеству…

Как это будет реализовано? Хороший вопрос. Но иногда вдруг начинаешь сознавать, что «дни Мошиаха» о которых так любит говорить Ребе — это не просто красивая фраза. Мир — Свыше — уже управляется по новой системе управления. Системе управления дней Мошиаха. Отсюда — идеи свободы, равенства, братсва. Любви. Позитивной философии. Ассимиляции. Не «йецер». А новый свет. Новый дух. Дух Мошиаха.

Шавуа тов

И с новым годом хасидизма (19 кислев)