Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сделать тшуву и остаться в живых...



Образ рабби Элазара бен Дурдая, который «выл пока душа его не покинула тело» не выходит из головы. Что Хазаль хотели нам сказать? Что «хороший баал тшува — мертвый баал тшува»?
В общем, это на самом деле так. «Тшува предшествовала миру» — так что весьма логично, что человек, который делает тшуву «как нужно» — это просто несовместимо с жизнью.
На самом деле все равно есть вопрос. Или подобие ответа. Поскольку тшува не только «предшествует миру» но также заповедь из Торы, а Тора называется «Торой жизни» — ясно, что цель тшувы все же — «не умирать по ней, но жить по ней»
Осталось только понять, как это сделать.
Некое подобие ответа. Основная «таава» (страсть) человека — это зрение. В Шма говорится «не идите… за своими глазами». Основное наслаждение человека — это видеть. Со стороны зрения сказано «не увидит меня человек и останется в живых». Отсюда ясно, что зрение — это скорее «рацо» в душе. То, что человек видит, выводит его из равновесия. 
Как же прийти в душевное равновесие? В святом языке слова «озен» (ухо) и «изун» (равновесие) одного корня. По видимому, «тайна» душевного равновесия коренится в умении слушать, а не только видеть. (В свое время был урок у рава на эту тему по сефер Йецира)
У Моше, кстати, была та же проблема. Он стремился «видеть». Он хотел, чтобы весь Израиль «увидел» Б-га. По-видимому, у Вс-вышнего были другие планы. И основной еврейской молитвой стало «слушай, Израиль», а не «смотри Израиль». И Моше, олицетворяющие вИдение Б-га, так и не вошел в Святую землю. А Йеошуа, верный ученик, да, вошел сам и ввел туда весь народ.

***
Грех Древа познания в основном связан со зрением. А получение Торы — в основном связано со слухом. Рэга. Был как то шиур у Ифраха про то что зрение — это изначально проблемное чувство…

https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1704589986220208