Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 4

Вегам ма шекосув беЗогар hа-койдеш… ки им тшуво илоо ве-хулэй

Биурим беИгерес аТшуво, стр. 1181

Алеф

Алтер Ребе приводит здесь то, что говорится в Зогар, что в тшуво есть две ступени — «тшуво сатоо» и «тшуво илоо». В продолжение этого он приводит то, что говорится в Зогар, «тшува не помогает тому, кто повреждает свой союз…», и спрашивает на это: ведь «нет ничего, что устоит перед раскаянием»? И объясняет: «И объясняет в Рейшис Хохмо, что намерение Зогара – что не помогает тшуво сатоо, но только тшуво илоо…»

Нужно понять:

Когда он приводит Зогар, что «тшува не помогает на пгам брис, Алтер Ребе хочет сказать, что для пгам брис требуется тшуво илоо (как объясняет Рейшис Хохмо)

[Это важно ему для объяснения, что идея тшуво илоо – что «исасейк бе-ойрайсо» (что поэтому необходима тшуво илоо для исправления пгам брис, ибо, поскольку этот грех повреждает мозг, поэтому исправление для этого – «что будет заниматься Торой, которая мин hахохмо нафко», как объясняется далее, гл. 9)].

Для чего же тогда ему писать так длинно [сначала – привести слова Зогара, что «тшува не помогает…», после этого – спрашивать на это «и это весьма удивительно», и только после этого приводить объяснение Рейшис Хохмо], ведь он мог бы написать кратко – «и также то, что говорится в Рейшис Хохмо в соответствии с тем, что говорится в Зогар, что тшуво сатоо не помогает для пойгем брис, и мойци зэра леватоло, но только тшуво илоо»?

Бейс

Объяснение в этом:

Приводя слова Зогара, что «тшува не помогает», хотя высшая тшува помогает, Алтер Ребе хочет показать, что, вообще говоря, тшува – это нижняя тшува. Что поэтому Зогар говорит «тшува не помогает», ибо обычная тшува (т.е., нижняя тшува) не помогает.

Для чего нужно Алтер Ребе сообщить нам, что обычная тшува – это нижняя тшува?

Как говорилось выше (стр. 1159), Алтер Ребе хочет в Игерес аТшуво объяснить, каким образом «очень близко» для каждого еврея достичь тшувы. И поскольку для пгам брис требуется тшуво илоо, может возникнуть вопрос – тшуво илоо – это высокая ступень, которую не так легко достичь, каким же образом, тогда, это «очень близко», для каждого еврея, исправить грех пгам брис?

Поэтому приводит Алтер Ребе, что в самом Зогар, где говорится (по объяснению Рейшис Хохмо), что нижняя тшува не помогает для пойгем брис, там же он называет нижнюю тшуву – тшувой вообще. И поскольку тшува искупляет все грехи, необходимо сказать, что также тшуво сатоо (которая называется просто тшуво), искупляет даже пгам брис. И то, что говорится в Зогар, что [нижняя] тшува не помогает для пойгем брис, это только в отношении исправления пгам. Но в отношении того, чтобы не называться более рошо, и также – чтобы сломать железную стену, которая разделяет между ним и его Небесным отцом (что все время, пока существует такая преграда, «невозможно начать служить Вс-вышнему» – Тания ч. 1 гл. 17), это достигается также посредством тшуво сатоо.

Гимел

Дополнительная идея в этом: из того, что нижняя тшува называется просто тшува, ясно, что она включает в себя все аспекты тшувы. (как объяснялось выше стр. 1138 п. 2, в отношении четырех псуким, в который указываются все четыре аспекта в тшуве, которые приводит Алтер Ребе (выше гл. 1) «ле-вал йошув ойд лехисло лимройд бемалхусой йисборах» – ибо также эта тшува – hей сатоо – аспект малхус, включает в себя аспекты тшувы во всех четырех буквах Имени).

Объяснение этого: движение тшувы – это (не движение hиспаштус и мциюс, но наоборот) выход из себя, уничтожение предшествующего мциюс. (Это движение присутствует также в нижних ступенях тшувы – «оставит грешник путь свой…»; оставить (оторваться) от своего пути). И поскольку движение тшувы это битуль, невозможно разделить в этом между тшуво сатоо и тшуво илоо.

И подобно тому, как известно, различие между аhаво и йиро, что вагаво, поскольку ее идея – это мциюс и hиспаштус, то каждая ступень в аhаво – это отдельная идея. Но йиро – поскольку ее идея это битуль – невозможно разделить в ней между йиро сатоо и йиро илоо, и это поскольку сама суть йиро – движение битуль, в обоих одинаково.

Вплоть до того, что даже страх перед наказанием (не только перед наказаниями Свыше, но страх перед плеткой, (далее см. Ликутей Сихойс т. 39 стр. 201 и далее)