Что значит быть евреем

Мы живем в уже свободной стране. Кем будут теперь наши дети, когда они вырастут?
Конечно евреями.
Но будут они гордиться своим еврейством...
... или, как раньше, стыдиться его?
Это зависит от нас с вами...
... и от воспитания наших детей.

 

Подрастая, еврейские дети часто спрашивают себя или окружающих: «Почему я еврей? Что такое иудаизм? Нужен он мне или не нужен?» И это вполне естественно.

Представьте себе их огорчение, их досаду и обиду, если нет никого вокруг, кто знает ответ на эти вопросы, ответ, наполняющий гордостью за свое еврейство. Родители, друзья, чужие люди – все называют ребенка евреем, а он не понимает, что это значит – еврей, в чем смысл его причастности к народу, образ жизни которого пережил тысячелетия.

Да, замешательство, разочарование и... гнев! Нет ни малейшего сомнения, они в конце концов скажут себе или вслух: «Во всем виноваты мои родители! Они никогда не объясняли мне, что значит – быть евреем, и не посылали меня в школу, где этому обучают. Как же я могу начать учиться сейчас, когда у меня множество дел и когда в моем возрасте стыдно признаться в своем невежестве!..»

Сегодня многие родители считают излишним посылать детей в Иешиву. Обычно они ограничивают еврейское образование ребенка одной воскресной школой и то лишь потому, что в воскресенье хочется поспать подольше. Ребенок уходит утром в школу и не мешает им, а, вернувшись домой приступает к «обычному» образованию– телевидению, кино и футболу.

Даже в самых тяжелых условиях изгнания духовные лидеры нашего народа понимали, что истинное еврейское образование – основа и краеугольный камень нашего существования, что оно должно продолжаться, несмотря ни на какие преграды...

Перед тем как дать Тору сынам Израиля, Вс-вышний потребовал гарантий, что ее принципы будут соблюдаться. Евреи ответили, что за них ручаются их отцы. Но эта гарантия не была принята. Тогда в качестве поручителей были предложены пророки, но и это ручательство не было принято Б-гом. Лишь когда сыны Израиля заявили: дети–наша гарантия, им была дарована Тора. В этом заложен глубокий смысл, особенно важный в наш век.

Если в каких-то еврейских кругах начинают думать, что изучение и соблюдение законов Торы – удел «отцов», т.е. пожилых людей, или «пророков» – раввинов, посвятивших себя религии, то со временем в этих кругах Тору забывают. Таких евреев всегда поражала ассимиляция, и они исчезали из истории Израиля. Лишь те общины, где «гарантами» соблюдения Торы считались дети и где свято соблюдались принципы традиционного еврейского воспитания, смогли пронести свет Торы и еврейское самосознание сквозь века и страдания.

Еврейское воспитание начинается с колыбели, когда мать или бабушка укачивает ребенка колыбельной песней, в которой говорится, что Тора – самая большая драгоценность. Когда ребенок начинает говорить, отец разучивает и ежедневно повторяет с ним слова из Пятикнижия: «Тору заповедал нам Моше – наследие общины Яакова» и объясняет ценность этого наследия понятными и простыми словами: «Тебе понравилась игрушка, которую подарил дедушка? А знаешь ли ты, что Тора намного лучше этой игрушки и многого другого. Ты это пока не понимаешь, ты еще не учил Тору, но когда ты научишься читать – ты поймешь, что это действительно так». Позже ребенок начинает изучать Танах, Талмуд, книги раввинов и мыслителей и убеждается, что действительно нет ничего лучше, нужнее, мудрее и справедливее Торы.

Одна из основных задач еврейского образования – в подготовке ребенка к жизни в обществе, где евреи остаются в меньшинстве. Мы всегда были «самой маленькой из наций», но наша сила не в количестве. Удел еврейства– быть «царством священников», священной нацией, живущей согласно Торе. Строгое соблюдение наших Мицвойс в повседневной жизни сделало нас «особенными», отличными от других, и именно в этом наша сила, сохранившая нас по сегодняшний день. Еврейское самосознание и гордость за нашу историю должны воспитываться в наших детях с кервых лет жизни, когда формируется характер. Тот факт, что мы живем в демократической стране и можем в полной мере пользоваться предоставленной нам свободой, обязывает нас укреплять наше еврейское самосознание, поскольку, будучи меньшинством, мы крайне подвержены силам ассимиляции.

Необходимо и жизненно важно искоренять из сознания еврейских детей комплекс неполноценности, порождаемый еврейским происхождением и жизнью в нееврейской среде. Нужно объяснять и объяснять нашим детям, что демократия и свобода – не котел для ассимиляции, а скорее наоборот: это привилегия и право жить согласно вере отцов, не прибегая к компромиссам; возможность жить, где угодно, исполняя при этом предназначение своей жизни. И это, кстати, лучший способ добиться уважения со стороны соседа-нееврея...

Уважающий себя человек никогда не осмелится на советы, предложения или критику в области знаний, где недостаточно осведомлен. Для него очевидно, что он будет немедленно разоблачен как невежда или обманщик. Выпускник средней школы, к примеру, изучавший только элементарную физику, будет высмеян, если попытается критиковать новейшие физические концепции. Да на него и не обратят внимания, если он вздумает предложить квалифицированным физикам «новый подход» к проблеме. Но каждому из нас знакомы такие невежды, имеющие собственное, «компетентное» мнение о еврейском образовании.

Эта печальная и правдивая история произошла в России в ту пору, когда еврейские погромы были обычным явлением. Во время одного из них неотесанный русский мужик обобрал своего соседа-еврея до последней нитки и прихватил заодно маленький бархатный мешочек. Открыв его, он обнаружил две кожаные коробочки, обернутые в ремешки из толстой кожи. Не найдя им применения в хозяйстве, крестьянин решил отнести эти странные предметы на базар.

Случилось так, что на базаре к мужику, разложившему перед собой украденные во время погрома вещи, подошел купец-еврей. Увидев тефиллин в грубых руках мужика, он резко спросил: «Откуда у тебя эти вещи? Где ты их украл?»

Мужик опешил. Надо было быстро придумать ответ, и он вообразил, что это не что иное как особый вид обуви. Иначе зачем понадобилась такая толстая кожа. Он выпрямился и заорал: «Как ты смеешь обвинять меня в воровстве?! Если хочешь знать, я сам сапожник!»

Вор никак не мог понять, почему евреи, остановившиеся невдалеке, разразились вдруг дружным, но горьким смехом...

Увы, именно такие «сапожники» в образовании, не способные отличить тефиллин от сапог, не стесняются предлагать нам свои теории, когда дело касается Торы и Иудаизма. Каждый считает себя эрудитом в еврейской жизни. Каждый имеет собственное мнение по поводу того, какие части Торы следует изучать, а какие можно опустить. Каждый знает, какие Мицвойс следует исполнять, а какие «потеряли свое значение».

Печально, что такие теории звучат во время академических и теоретических дискуссий. Но еще печальнее и опаснее, когда такие «сапожники», далекие от Иудаизма и никогда не изучавшие Тору, начинают принимать решения, касающиеся еврейского образования своих детей.

Совершенное воспитание в духе Торы может быть получено в наши дни только в ортодоксальной Иешиве, и оно жизненно необходимо для каждого мальчика и каждой девочки, если мы хотим, чтобы они выросли полноценными евреями.

В конце 40-х годов нашего века, когда в США были открыты первые еврейские общеобразовательные школы, возник вопрос: какую часть дня следует посвятить изучению Торы и какую – иным предметам. Покойный Любавичский Ребе настоял тогда, чтобы изучению Торы посвятили лучшую половину дня – первую, потому что «самое лучшее принадлежит Вс-вышнему...»

Однако мы знаем, что в сегодняшнем Нью-Йорке двое из троих еврейских детей в возрасте от 5 до 17 лет вообще не получают никакого еврейского образования!

Как может еврейский народ выжить в таких условиях?! Как можно ожидать от кого-либо, чтобы он жил как еврей, гордился тем, что он еврей, не зная, что означает быть евреем! Ребенок может вобрать в себя веру, красоту и ценность Иудаизма, только если в детстве был заложен надежный фундамент.

А что с вашим ребенком? Как насчет его «кризиса личности», его духовного опустошения, его безответных вопросов «кто я и что я?» Заслуживает ли он будущих страданий от мучительного комплекса неполноценности?

Ортодоксальная Иешива – единственное место, где наши дети могут изучать еврейское наследие одновременно с общеобразовательной программой. Только с помощью Иешивы ребенок может вобрать в себя знания и чувства, необходимые для отождествления со своим народом и его историей. Только там он узнает, что Б-г завещал ему заповеди, исполнение которых наделяет человека моральными и этическими критериями, сформировавшими основу современного цивилизованного мира.

Ваш ребенок изучит там Тору, познакомится с необъятными богатствами Мишны, Талмуда и Свода еврейских законов. Он вберет в себя бесконечные запасы Священного знания и мудрости,– которые сделают его лучше и совершенней. И только тогда он начнет понимать, что это значит и как прекрасно – быть евреем!


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .