Письменная и устная Тора

Письменная Тора называется "мусар авиха", мораль отца твоего. Устная Тора это "Торат имеха" - учение матери твоей.

У меня такое впечатление, что письменные источники - в широком смысле - подчеркивают "битуль йеш". А устные, непосредственный контакт с учителем - это наоборот, больше "йеш амити", самореализация и т.д.

Возможно, в этом основная проблема "общения" с праведником через "игрот", видео и т.д.

Рубрика: | Добавить комментарий

Тора мира Ацилут и выше это квантовый Б-г. Не пытающийся быть логичным

Тора мира брия это сехель. Разум. Логика Аристотеля. Б-г Аристотеля и Б-г Рамбама. Б-г, который пытается быть понятным и логичным

Тора мира Ацилут и выше это квантовый Б-г. Не пытающийся быть логичным.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Б-г умер, да здравствует Б-г!

Сто лет назад Ницше заявил, что «Б-г мертв». Ницше был, конечно, прав. С тем только уточнением, что "больной" скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Сто лет назад казалось, что религия - это такой атавизм, что вся Библия - это набор таких странных, жестоких, примитивных историй, отстоящих на расстояние световых лет от современной морали. К тому же полная противоречий нестыковок и просто несуразностей.

Человек "открыл" себя, и изобрел новую религию, или далее несколько - гуманизм, просвещение, толерантность и еще несколько измов.

Однако история не терпит сослагательного наклонения. Б-г вернулся. И еще как вернулся. Сегодня весь мир и все религии захватила волна религиозного возрождения. Сегодня все снова ищут Б-га..

Рубрика: | Добавить комментарий

Шутит ли Б-г?

Парадоксальный вывод из сегодняшнего урока. Иудаизм - это место где понимают шутки. Menahem Yaglom мне давно об этом говорил. Я думал он шутит, а оказалось всерьез :)

Может быть потому, что шутка это всегда всерьез? Т.е

Шутка это всегда совмещение противоположностей. И именно поэтому это смешно. И грань между удачной шуткой и обидой весьма тонка. Поскольку "определение" ацмут (сущности Б-жественности) это "совмещение несовместимых вещей", то шутка это прекрасный пример такого совмещения противоположностей. Отсюда, правда, ясно, что Вс-вышний «на самом деле» отнюдь не шутит. Это просто модель такая..

Рубрика: | Добавить комментарий

Почему "русские" не идут в синагогу?

По поводу наших дебатов, почему "русские" не идут в синагогу. Есть очень простой ответ: первая Тора рабби Нахмана в Ликутей Моаран. Торат аХен.

Рабби Нахман учит, что слова Торы и слова молитвы не принимаются, потому что в них нет "хен". А почему в них нет "хен"? Поскольку хен находится в изгнании. Таким образом, выход из изгнания - это вернуть "хен" в Тору. Вернуть Торе ее очарование. Собственно, в этом весь смысл Торат аХасидут

Рубрика: | Добавить комментарий

Выбор между "правильно" и "удобно"

Зашел в одну синагогу, открыл одну книжку, пролистал и выпал в осадок.
Братья, типа, давно хотели пойти в Египет и поискать там Йосефа. Но рассказать отцу, что они там ищут, было им неудобно. А идти, не испросив согласия отца они тоже не хотели.
Я не знаю или это правильный пируш или нет. Я просто говорю что такая "голова", такое направление мысли, это полный п..ц
И да. Каждый может поискать в своей жизни какие-то ситуации, что нужно было поступать так а не иначе, но было неудобно.
Я в свое время услышал следующую фразу от реб Авраама Лифшица из Кфар Хабада: выбор заключается между тем, чтобы поступать так, как удобно и тем, чтобы поступать так как правильно...

Рубрика: | Добавить комментарий

Идол - "кастрирован и не дает плоды"

Я вдруг понял пронзительный смысл выражения "א-ל אחר דאיסתריס ולא עביד פירין"
" чужой бог (т.е идол) кастрирован и не дает плоды"
Если ты не раюеализуешь себя по настлящему если ты только "не приносишь плоды" - твои доьрые дела - то ты "кастрированный чужой бог"..
Это на тему центральности идеи самореализации в каббале

Рубрика: | Добавить комментарий

Тора Мошиаха - наслаждение, которое есть у Вс-вышнего, от того, что он творит мир

Я в последний шабат на оэле, где-то к середине шабата у меня сформировалась некоторая идея, кто читает мой фейсбук — видели наверное, что Мошиах - это атик, а атик это таануг. Что это означает по-русски? Есть такое понятие, рав тоже о нем говорит на уроке, что Всевышний наслаждается этим миром. У Всевышнего было очень большое удовольствие, когда он себе представил служение праведников. Праведники изначально это еврейский народ, потом это все человечество. Всевышний представил себе, как праведники будут ему служить, и это доставило ему такое удовольствие, что он решил сотворить мир.

Рубрика: | Добавить комментарий

Что такое учение хасидизма?

Наше поколение потеряло веру. Не только веру в Б-га. Вера – это не только вера в Б-га, это еще и вера в себя. Это еще и вера в человека. Это еще и вера в смысл существования. Зачастую, даже уже сделав тшуву, уже вернувшись формально в лоно религии, мы продолжаем искать веру. Способны мы ли ее найти? Рав Гинзбург говорит однозначно: да. Только, продолжает рав Гинзбург, в каждом поколении вера раскрывается на другом, более высоком уровне. И недостаточно «просто» верить, как верили наши предки. Цепочка традиции прервалась. Мы не можем просто «скопировать» веру наших предков и надеяться, что все будет в порядке. Мы должны заново «изобрести» веру, мы должны заново привлечь веру из более высокого источника. Мы должны, и мы само собой, можем, заново разжечь, кажется, навеки угасший огонь веры и любви в своих душах.

Рав объясняет на уроке, что, в сущности, развитие веры, развитие иудаизма, можно рассматривать на 5 (или 7) этапах. Есть Тора (или, скажем проще, вера) до дарования Торы. Что означает «Тора до дарования Торы»? Другими словами, это как Вс-вышний раскрывал себя миру, раскрывал себя человеку в поколениях до дарования Торы. И есть Тора, которую мы получили на Синае. Снова – это, по сути, новый этап, новый уровень Б-жественного раскрытия в мире. Еврейский народ, пройдя через горнило египетского рабства, оказался готовым принять более высокий уровень раскрытия Б-жественности. И Б-г раскрылся народу Израиля на горе Синай, степень раскрытия, неведомая миру до той поры. Писание говорит об этом «И имя мое Гашем не было известно им». До дарования Торы в мире «светило», в мире раскрывалось, в основном только качество Б-жественного суда, имя Элоким. В момент дарования Торы в мире начало раскрываться качество Б-жественного милосердия, выражаемое четырехбуквенным именем Гавайе. Дарование Торы, по сути, означает, что мы «получили» раскрытие имени Гавайе.

Рубрика: | Добавить комментарий

Почему Моше посылает разведчиков?

В начале главы Шлах Леха, Раши говорит, «пошли себе, по своему усмотрению, я не приказываю тебе». Вс-вышний не приказывает явно Моше посылать разведчиков, это по его усмотрению. И более того, говорится в продолжении, что «я даю им возможность ошибиться». Если Вс-вышний дает разведчикам возможность ошибиться, и так он говорит Моше, и говорит, что «я не приказываю», «пошли если ты хочешь сам», то непонятно, почему вообще Моше берет на себя этот риск?

Магид говорит об этом очень глубокий ворт. Он говорит, что Моше рабейну хотел именно этого. Именно в этом состояло его намерение, поставить разведчиков, «все они люди» - праведники, поставить этих праведников перед испытанием.

Рубрика: | Добавить комментарий