"Лишь во мраке идет человек". Введение в понятие "целем" в каббале и хасидизме

Данный урок рава — первый из серии (надеемся) уроков, посвященных понятию целем в каббале Аризаля и в хасидизме.

Данный отрывок — первое введение в тему (из урока в Рош Ходеш Сиван)

Это достаточно сложное понятие, и как далее будет обьясняться, также одно из наиболее важных понятий каббалы Аризаля вообще.

Поэтому рав начинает издалека. Начинает с того, что означает целем в самом простом, буквальном смысле. Оказывается целем означает тень. Или даже двойная тень, или тьма. Рав приводит очень известный стих из Псалмов. «Ах бецелем италех иш», «Лишь во мраке будет идти человек». Человек, в течение всей своей жизни, идет, по сути, во мраке. Он не знает, что ждет его за поворотом. Он не знает, сколько дней жизни ему отмерено.

Оптимистичное начало…

Потом рав говорит, правда, что по каббале все совсем наоборот. Целем в каббале — это «дальний макиф». Высший макиф души. Макиф — это как силовое поле, защищающее душу от «хицоним», от клипот, от сил зла. Макиф, макиф рахок , целем - это йехида, это сущность души, высшая ступень души, собственно, Б-жественная искра в человеке.

Как связаны эти два понятия? Целем-тьма и целем-йехида? Рав обьясняет, что есть «нижняя тьма» и есть «высшая тьма». Нижняя тьма — это то, что человек не знает, что его ждет за поворотом. А высшая тьма — о ней говорит стих «устанавливает тьму укрытием своим». Ацмут, Б-жественная сущность, это тоже тьма. Высшая тьма. Рав не говорит об этом здесь, но, по-видимому, эти два понятия, высшей тьмы и нижней тьмы связаны между собой. Возможно, об этом речь в продолжении урока, я не помню, еще не дошел до туда.

Что говорит Аризаль в Эц Хаим? Аризаль говорит, что для того, чтобы соединить «материю» и «форму» требуется «посредник». Целем — это посредник между материей и формой. Между материей и духом. Целем — это клей, склеивающих их воедино.

Что добавляет Алтер Ребе в Ликутей Тора на прошлую недельную главу? Алтер Ребе сообщает нам, как зовут этого посредника. Оказывается, этого посредника зовут «нефеш сихлит», «разумная душа». Помните, мы учили в школе, что интеллигенция это прослойка? Вот, «разумная душа» это тоже «прослойка» между Б-жественной душой и животной душой.

Дальше рав безжалостно «наезжает» на эту прослойку и говорит: вы думаете, что разум это свет? Вы говорите «свет разума»? Вы ошибаетесь! Разум — это не свет. Разум — это тьма. Целем. Холодный и бездушный разум — это тьма, а не свет. Его назначение — служить Б-жественной душе, а не изображать из себя Высший Суд справедливости.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

6 мая 2018, введение в психологию хасидизма

Психология хасидизма. Цель хасидизма - раскрытие подсознания. Обзор методик раскрытия подсознания. Религия - реальность или самообман? Цель религии - раскрытие и исправление подсознания. Пять ступеней души. Учение рава Ицхака Гинзбурга о душе

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

14 мая 2018. Чтобы верить в Б-га нужна команда.

Чтобы верить в Б-га - нужна команда. Даже рабби Шимон не может молиться о дожде, пока не собирается его команда, его друзья, его ученики. Соединиться с общностью душ Израиля. "Бесплатная любовь". Почему существует насилие? Шлихут - забыть о себе, и сосредоточиться на благе другого - раскрывает над-сознание (супер-эго)

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

152 - Для чего моя душа пришла в этот мир?

Для чего мы приходим в этот мир? Для того, чтобы исправить грехи предыдущих гилгулим, как об этом говорится в каббалистической литературе? Или для того, чтобы исправить тело и животную душу, как Алтер Ребе обьясняет в Тании? Или же - для того, чтобы принести пользу народу Израиля?
Рав Гинзбург рассматривает этот вопрос в несколько неожиданном ракурсе.
Если ты - "новая душа" (как Баал Шем Тов), говорит рав, то понятно, что ты пришел в мир не ради себя, а ради всего народа.
Но что же, если у тебя "обычная", не "сверхновая" душа?
У рава есть хорошие новости. Веди себя так, как будто бы у тебя "сверхновая" душа. Думай о своем шлихут в мире.
Исправление? Исправление произойдет само по себе...

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

"Сначала (вернем) Йерихо". Как пробудить в душе абсолютную уверенность в Б-ге

Что означает абсолютная уверенность в Б-ге?

Предыдущий Ребе пишет, «когда нет никакой даже тени, намека или источника в материальности, откуда прийдет помощь». Это определение предыдущего Ребе. Абсолютная уверенность – это когда нет никакой нити надежды. Еще раз, что кав ва-хут означает «нить» надежды. Если есть хотя бы «нить» материальной надежды – ты, безусловно, веришь в Б-га, но это не называется битахон гамур. Битахон гамур – это когда нет даже тени надежды, даже тени указания на какой-либо материальный источник моего спасения.

Ребе приводит пример ситуации, когда это все еще не абсолютный битахон, поскольку есть все еще нить надежды. Это человек, который, не дай Б-г, тонет в море, и «хватается за соломинку». Если на поверхности воды есть какая-то соломинка – она не может выдержать человека, но, если он видит эту соломинку – он хочет спастись, всей своей душой он хочет спастись, и для него эта соломинка – «тень надежды», «указывает на источник спасения», может быть, отсюда прийдет мое спасение, от этой соломинки. Может быть, это спасет меня.

Если есть хотя бы даже соломинка – хотя естественным путем нет никаких шансов, чтобы эта соломинка спасла тебя, но, если есть хотя бы соломинка – и ты полагаешься на нее, или кажется тебе, что эта соломинка способна помочь – это еще не битахон гамур, но тиква – ты надеешься, что эта соломинка поможет тебе, спасет тебя, но это не битахон гамур только во Вс-вышнего. Битахон гамур это когда нет даже соломинки, нет никакой, даже самой ничтожной надежды, нет никакой самой ничтожной материальной причины, способной спасти тебя.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Точки веры и нить надежды

Следует считать дни и считать недели. Дни - это точки веры. Неделя - это когда отдельные точки веры сплавляются в нечто качественно новое.

Точки веры это мир точек. Мир некудим, мир хаоса, который рушится в конце концов. Требуется линия и плоскость битахон

Эмуна, точки веры, может быть также у нееврея. Битахон - это только сыны Израиля

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Шифлут как методика актуализации подсознания

Базовое определение шифлут следующее: "любой человек - даже идолопоклонник на рынке - лучше меня. Ибо если бы ему были даны те же способности, что и мне, и те же возможности, которые были мне даны - он бы, несомненно, достиг бы большего"
Это объяснение стиха "И Моше скромнее каждого человека на земле", приводимое как правило в хасидут.
"Даже чем идолопоклонник на рынке" – это добавляет Мителер Ребе в маамаре "Вейасфу"
Тридцатая глава Тании посвящена объяснению идеи "и будь низок духом перед каждым человеком" (Пиркей авот, как раз читали в минувшую субботу)
http://chassidus.ru/tanya-2/?chelek=1&perek=30
Это определения. Вопрос - что это дает. Почему это важно. Как это воздействует на сознание и подсознание человека.
Ответ рава, что шифлут - раскрепощает. Базовая модель шифлут - это царь Давид, танцующий перед ковчегом Завета (можно поговорить подробнее почему). Шифлут приводит к радости и раскрепощению подсознания.
Поскольку, как мы говорили, основная идея религии, и особенно пнимиют а-тора (внутренней части Торы, хасидизма) - это актуализация подсознания (собственно, это также тема лаг баомерского урока) - то ключ ко всему это шифлут

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Твердость нежности и нежность твердости

У рава Гинзбурга есть замечательный ворт (связанный с сфирой этой недели), называется עדינו העצני. Пшат этого стиха говорит про царя Давида, что когда он сидел и учил Тору - он был "нежен как шелк". Но когда он выходил на войну - он был "тверд как дерево".

Рав объясняет, что это сфират йесод. Такой должна быть сфират йесод. Полная расслабленность в "нормальном" состоянии. И "тверд как дерево" когда нужно действовать.

Рубрика: | Добавить комментарий

Загадка шлихут

В последний шабат ученики рава из двух ешив - в Иерусалиме и в Ицгаре - собрались в Кфар Хабаде.

Больше всего запомнилось то, что говорил рав Ицхак Шапиро на третьей трапезе.

Он основывался на том, что говорил рав, но дал этому собственное толкование.

Весь наш мир представляет собой таалума, загадку. Мир - это загадка по определению. Самая главная загадка: что я делаю здесь? Для чего я вообще здесь? В чем состоит шлихут (миссия) моей души в этом мире? Какую пользу я могу принести народу Израиля?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Сознание и под(над)сознание - формальная логика и нечеткая логика

А может быть так? Логика сознания - это формальная, жесткая логика. Поэтому, пока человек находится на уровне сознания, и подсознание его выключено - он "обязан" оставаться в рамках жесткой логики. И ему требуется ясность, для того, чтобы действовать. И он испытывает страх перед неопределенностью. Но как только раскрывается подсознание человека - там наоборот.

В под(над)сознании - а там, собственно, находится личность человека - наоборот, есть только "нечеткая логика", там все размыто и неясно и интуитивно и моментально.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий