Помогая друг другу

Рабби из Каминки рассказывал, что однажды к рабби Исраэлю Бааль-Шем-Тову пришел удрученный судьбой нищий, чтобы обрести избавление от бед. И сказал ему цадик: «Пойди к такому-то мосту, и сбудется твоя мечта – найдешь клад серебра и золота».

Отправился туда бедняк, занялся поисками сокровищ, но ничего не обнаружил.

Живший неподалеку полузнакомый бедный портной увидел его и спросил, что он ищет. Тот рассказал ему о совете БеШТа и посетовал, что ему так и не удалось ничего найти, несмотря на все старания.

Ответил ему портной: «Я тоже был у Бааль-Шем-Това с той же заботой, и он сказал мне пойти по такому-то адресу и что там под печкой я найду большой клад. Но как же я буду копаться в земле в чужом доме?! »

Услышав об этом, нищий подумал: «Ба! Это же адрес моего дома! Пойду-ка я домой искать клад!»

Так и произошло – под его печкой оказались предсказанные сокровища.

А портной сказал себе: «Ведь я уже и так здесь, под мостом, почему бы мне не попробовать поискать тут клад?! Не исключено, что слова того парня, сказанные от имени Бааль-Шем-Това, истинны!» Тщательно покопав под мостом, он нашел там большой клад.

В результате разбогатели оба…

Рубрика: | Добавить комментарий

На что лучше давать цдаку?

У Ребе есть сиха - очень резкая, что разного рода объединения и конгрессы собирающие цдаку централизованно - чрезвычайно неэффективны. Ребе говорит там о крайнем волюнтаризме в распределении средств в таких структурах. И хорошо если 5 процентов - так Ребе говорит - идет там на то, что нужно.

В израильских благотвлрительных фондах постоянные скандалы с зарплатами директоров и тд.

Поэтому давай цдаку но контролируй. Давай туда где ты можешь видеть как расходуются средства.

Есть достоинство в анонимной цдаке. Но не следует быть слишком наивным. Можно, скажем дать какой-то процент на анонимную цдаку. Но основную цдаку давай туда, где ты точно знаешь, что с этим делается.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

То что есть в доме - поставь на стол!

Рав Шломо Хаим Кесельман однажды был в гостях у своего зятя, р. Авраама Лисона. Дело было в Симхат Тора, и к нему зашли несколько молодых людей, сели за стол, и начался итваадут.
Хозяйка, дочь р. Шломо Хаима, разволновалась. Она не была готова к такому спонтанному фарбренгену, и хотела пойти к соседям одолжить еще халы и закуску.
Когда отец, р. Шломо Хаим, заметил это, он подошел к ней и тихо сказал: Не волнуйся. Поставь на стол то, что есть в доме. То, чего у тебя нет - никто не просит ставить на стол...
("а-машпиа, стр. 202)

Рубрика: | Добавить комментарий

Жених может подождать...

На одном из последних уроков я слышал замечательный ворт рава Гинзбурга. Это было шева брахот, и рав сказал, что по жизни - жених должен приходить всегда вовремя. А невеста может опаздывать.

Когда евреи получали Тору - Вс-вышний пришел вовремя. А евреи - опоздали.

Я подумал, что в принципе это относится к любым отношениям "машпиа-мекабель", т.е., учитель-ученик.

Учитель должен приходить вовремя. А ученик может опаздывать. У учителя должно быть терпение. Каждый, кто хочет чему то научить - самое первое правило - это терпение.

У "невесты" это берет больше времени, чем у "жениха"...

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Сделать тшуву и остаться человеком

Первое что я сделал, когда начал делать тшуву - это перестал быть человеком...

Так мне объяснили, так я сам понял - что мицвот это важно. А быть человеком - это удел "простых смертных"…

Прийдя в Хабад, я скорее всего стал еще больше "не человек".

А поехав в шлихут, я окончательно превратился в "юберменч", несущего некую благую весть простым смертным, живущим за рубли...

Мораль? Порядочность? Человечность? Ответственность? - Это для простых смертных. Ницше рулит...

Когда я начал понимать, что что-то здесь не так?

По большому счету так и не начал.

В моем генокоде слишком прочно записалось что материальность это зло, и лишь духовность это совершенное благо...

Вот и сейчас я занят распространением очередной благой вести призванной спасти все остальное человечество и искренне обижен на тех представителей этого самого человечества которые еще не выстроились в очередь со своими кровными рублями чтобы пожертвовать их на столь благое дело.

А человечеству как ни странно наплевать на все это...

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Что означает «Ребе»?

В ту ночь, двенадцать часов спустя, пришла телеграмма из России, что группа хасидов находилась в смертельной опасности, когда они переходили границу, и если бы их схватили — им бы всем угрожала смерть. В тот момент, когда они смогли, с помощью Вс-вышнего перейти границу — и у них была большая помощь Небес в этом — это был в точности час, когда Ребе находился как бы «в прострации» и говорил шепотом «Песнь на море».

Итак, завершил Ребе свое повествование, знайте, что Ребе находится вместе с каждым хасидом, особенно — с близкими к нему хасидами, и думает о них постоянно, особенно, когда им угрожает опасность. Когда кто-то из хасидов находится в опасности — Ребе находится рядом с ним, пробуждает на него Милосердие Небес, как будто бы берет его за руку, и выводит его из опасного места.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Высшая тшува - "Научу грешников путям Твоим"

Мы начинаем сегодня изучать "Игерет а-тшува" в Тании.

Что такое тшува? Как сделать полную тшуву? Возможно ли вообще сделать полную тшуву?

Рав Ицхак Гинзбург на одном из субботних уроков объяснил, что "эфод" (кто не в курсе - это такое священническое одеяние, священников-коэнов) - это символ тшувы. Почему? - Так же как про эфод Раши говорит, "Я не знаю в точности, что это, и могу только предполагать". Так и тшува - никто в точности не знает, что такое тшува. Только сердце самого человека знает, как делать тшуву.

И тем не менее. В слове "эфод", сказал рав, есть важный намек. "Эфод" это первые буквы стиха "Аламда пошэим драхеха" - "научу грешников путям Твоим".

Другими словами, есть путь тшувы, и, наверное, в нашем поколении это самый короткий, а может, вообще, единственный путь тшувы (так можно выучить, кстати, из некоторых ответов Ребе людям, спрашивавшим, как сделать "тикун" и т.д.) - приближать тех, кто пока еще далеки. Это - "научу грешников путям твоим" - это и есть высшая тшува в нашем поколении.

«Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы».

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Когда чувство вины разрушительно

Когда чувство вины позитивно, а когда оно негативно?

Вопрос в том, насколько человек «предан» своему личному внутреннему образу. Совесть человека рисует ему некоторый внутренний образ самого себя, и реагирует на все, что человек делает. Если действие соответствует тому внутреннему образу, который есть у человека – все хорошо. Если нет – начинается проблема. В человеке пробуждается чувство вины: он не повел себя в соответствии с тем внутренним образом самого себя, который у него сложился, и тем самым согрешил против себя самого. Есть грех перед Б-гом, и есть «грех» перед собственным имиджем, перед своим собственным «я».

Если человек согрешил, и признает это – все хорошо. Человек может думать, что он согрешил перед своей Б-жественной душой, перед евреем, который в нем. Ведь грешник – это, в сущности, его животная душа, его дурное начало.

Однако, когда человек рисует себе ложный внутренний образ, не соответствующий его реальным поступкам – он ощущает, что на самом деле не виноват. Ему начинает казаться, что это какая-то внешняя сила «обманула» его. Это чувство вины, когда человек не готов признать, что он, действительно, виноват. Он, действительно, совершил нечто, что в глазах общества представляет собой грех, но у него нет внутренней душевной силы с этим бороться, нет сил посмотреть в зеркало, и убедиться, что это, действительно, он сам. Тот, кто смотрится в зеркало – не убегает от собственного «я», не убегает от чувства вины, и поэтому он приносит жертву в Храм, и сообщает всем, что он виноват, или, возможно, виноват.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

"Ареле, слезай со стола"

Рав Ицхак Гинзбург любит рассказывать эту майсу, но в сборнике «Оцар а-хасидим» я впервые увидел эту историю полностью.

Меня лично эта история учит скорее, что от «Ребе» до «не Ребе» - только один шаг. Или даже пол-шага.

***

Р. Авраам Дрейзин рассказывал удивительную историю, которая учит нас, что означает приверженность истине:

После смерти Алтер Ребе, часть из его хасидов пошли за реб Арале из Страшеле.

Рабби Аарон, когда он входил в состояние двейкут[1], взбирался на стол, и танцевал на нем. При этом он ничего не чувствовал вокруг. Он даже не замечал, что он танцует на столе, так велик был его двейкут. Но однажды, во время танца он вдруг почувствовал, что делает нечто необычное. Тем не менее, он усилием воли снова ввел себя в состояние двейкут, и продолжил танцевать.

Однако некоторые из хасидов заметили, что на этот раз его двейкут «деланный», не настоящий двейкут. Они увидели в этом определенную нечестность, непорядочность. Хасиды сказали: «Арале, слезай со стола», и больше не вернулись к нему.

Рубрика: | Добавить комментарий

"Я только посредник"

Что такое брит-мила для еврея? Это сознание, что весь свет, которой раскрывается мне — это не ради меня. Я — это не цель. Весь свет, все способности, все силы, которые есть у меня — даны мне только для того, чтобы я передал это дальше, я только посредник.

Когда свет раскрывается такому, кто «не обрезан» — когда ему раскрывается немного света — это конец для него. Это суть понятия «орла» («шкурка») в духовности. Хазаль задают вопрос, почему Вс-вышний сотворил человека необрезанным, почему не создал его изначально обрезанным? Орла означает мысль, сознание, что я - это конечная цель, конечная инстанция. Так человек создан. Но это орла, которую следует убрать и отрезать — убрать эту мысль, что я - конечная станция.

Если я не конечная станция — то мой брит должен действовать, я должен воздействовать на окружающий меня мир. Это аспект праведника, который ощущает себя, что он только соединяющий посредник. Я лишь соединяющий посредник между сокрытием и раскрытием. Это основа тайны брит мила у еврея. Поэтому говорят, что цадик (праведник) — это всегда машпиа — «и Йосеф продает хлеб всему народу страны». Он сам только функция, и все, что раскрывается ему — он только как посредник между сущностным светом и раскрытием для другого. Он сам — только посредник между хаш и маль.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий