«Не будь слишком большим грешником»

Царь Соломон сказал: "не будь слишком большим грешником". Хазаль, естественно, не могут пройти мимо, и задают вопрос: большим грешником быть нельзя, а маленьким - можно? В этом мудрость царя Соломона?

*

Я подумал, что да. В этом мудрость царя Соломона. Человек учит Танию и думает, что он должен быть праведником. И он пытается быть праведником. Он пытается "схватить Б-га за бороду". Иногда получается, чаще всего нет. Из-за этой своей «великой» праведности человек делает иногда самые страшные вещи.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Индивидуальная галаха?

Одна из самых удивительных вещей, о которых говорит Маниту, это то, что галаха устанавливается индивидуальным образом. Т.е., мудрец который знает тебя лично, может сказать, что ты должен брать на себя, а что нет.

Звучит революционно.

Но это в точности сегодняшний Рамбам - Шофтим Сангедрин гл 17:

«Оценивают грешника, сколько плетей он может выдержать. Если он здоров, то максимум тридцать девять. Если слаб и болен - то оценивают сколько он способен выдержать, например даже 9 или 12!»

Вот так, оказывается, устроена галаха, а не "всех под одну гребенку"

Рубрика: | Добавить комментарий

Почему не следует быть экстремистом[1]?

Экстремисты не правы.

Они не правы не потому, что они говорят. Зачастую, что они говорят, верно. Они не правы из-за того, о чем они молчат. Экстремизм означает видеть проблему только с одной единственной точки зрения, и полностью игнорировать существование различных аспектов проблемы, и их связи с другими проблемами. Эта «слепота» и полное игнорирование моментов истины, которые есть на другой стороне «баррикад», есть самая большая слабость экстремизма. Экстремизм омертвляет своей односторонностью.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Израиль как синтез

Это серия из нескольких уроков, посвященная понятиям «теза-антитеза-синтез», их аналогам в философии иудаизма и хасидизма, и их различным приложениям.

Первый урок из этой серии: «Конфликт во имя Небес»

Добрый вечер всем!

Сегодня вечером завершается новомесячье месяца тамуз, завтра вечером уже гимел тамуз (третье тамуза), важная дата[1], поэтому мы сегодня будем петь еще несколько нигунов[2] Ребе, в честь гимел тамуз.

В прошлый раз мы решили говорить о правой, левой и средней линии. «Правое-левое-среднее» имеет ту же гиматрию что и выражение «маасэ меркава[3]». Мы сказали, что аналогией этих понятий в западной философии является концепция тезиса, антитезиса и синтеза.

Рубрика: | Добавить комментарий

Спор «во имя Небес» и спор «не во имя Небес»

Добрый вечер всем!

Мудрецы учат нас в Пиркей Авот[1], что «любой спор, который ведется во имя Небес, «осуществляется в конце», а тот, который ведется не во имя Небес, «не осуществляется в конце»».

Мудрецы приводят следующий пример[2]:

«Что означает «спор во имя Небес»? - Это спор Гилеля и Шамая.

Что означает спор не во имя Небес? - Это спор Кораха и всей его общины».

До сих пор цитата из Пиркей Авот.

Что означает «во имя Небес»?

Это очень важное словосочетание, ибо все, что мы делаем, не только, когда мы спорим — все, что мы делаем в жизни, должно быть "во имя Небес".

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

«Ограда мудрости - молчание»

Блог

4 июля  2019

«Ограда мудрости - молчание»

Гулял по Иерусалиму и обдумывал странную фразу: "ограда мудрости - молчание".

Есть еще несколько фраз на эту тему. Есть "раввин, который не умеет молчать - это не раввин". Есть "И стал человек душой живой - Онкелос переводит "душой говорящей", и, тем не менее, объясняется, что достоинство человека состоит в том, чтобы молчать, а не говорить.

Самое может известное высказывание мудрецов: "все знают, для чего невеста становится под хупу, но тот кто оскверняет свои уста и говорит об этом вслух - разрывают ему приговор семидесяти лет".

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Идеи тоже смертны

После греха Дерева познания человек стал смертен.

Идеи тоже стали смертны.

Спрашивают, что лучше - светский сионизм или религиозный? Или может, вообще, либерализм и ассимиляция? Что лучше харейдим или хилоним? Что лучше хасидим или миснагдим или мусар?

Может быть, ответ, что они уже все мертвы.

Они умерли. Подобно людям, эти идеи родились, выросли, породили новую жизнь, и... отправились в мир иной.

70 лет назад Любавичский Ребе породил новый вид хасидизма - хасидизм седьмого поколения. Эта новая версия вернула к жизни еврейство Америки. Только эта версия уже умерла.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Тшува - милость или свобода?

Что можно сказать о тшуве?

Как и многие другие понятия из нашего религиозного лексикона, так и понятие «тшувы» в известной степени потеряло свой смысл, из него постарались удалить все его острые и особенные «колючки» и «занозы» - которые, собственно, придавали ему смысл.

Мы уже не способны различить в переживании тшувы чувства утешения, боли, раскаяния, мира и возвращения к душевному покою

Находим ли мы эти чувства в синагоге? В молитве «Дней Трепета»?

Способен ли язык религии, задача которого, как это говорит рабби Цадок, рав Кук и другие, «вернуть нас к самим себе, оживить в нас основы нашего существования — исполнить эти задачи?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Современный иудаизм

Может это кому-то покажется «кфирой» (отрицанием основ), но современный иудаизм похож, как бы это сказать…

Иногда показывают по телевизору - знаете, старые одинокие люди, почти не выходящие из дому, и весь дом, вся квартира забита хламом. Так, что для этого одинокого старика уже почти не остается места, где жить. Но выбросить? - Он не готов ничего выбросить. Все нужно, все ценно, все необходимо. Весь хлам...

Можно привести, может, чуть более "политкорректный" пример. Библиотека. У меня, скажем, однокомнатная квартира. И вот я покупаю один книжный шкаф, второй, третий, двадцать пятый... А жить где?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Душа не «религиозна»

Нужно понять простую вещь. Душа не "религиозна" (и также не "антирелигиозна"). Собственно, Б-г тоже не "религиозен".

Душа, это как объясняется в хасидизме, это "простой свет". Б-г, собственно, тоже...

Дальше этот "простой свет" облачается в сосуды.

Если этот "простой свет" облачается в сосуды разума - это выражается в стремлении к справедливости и равенству, в развитии науки

Если этот простой свет облачается в эмоции - это выражается в стремлении к добру и жалости.

Иногда этот свет облачается в подсознание - и это находит свое выражение в религиозных чувствах (которые, в свою очередь, выражаются соответственно воспитанию, нации, конфессии и т.д.)

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий