Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Проект творения

Основным направлением деятельности Ребе являлось исследование талмудических концепций, законотворческих дискуссий, каббалы, философии – каждого аспекта сокровищницы Торы, анализ всех точек зрения, вопросы, которые никто не решался задавать, и ответы, никому не приходившие в голову.

Верно утверждение, что Ребе руководил международной организацией и сотнями ее представительств во всех уголках мира. Верно и то, что ежедневно он обрабатывал мешки почты, приходящей в его адрес. Он не раз заявлял, что главное – не идеи, а действия. И все-таки основным его занятием всегда оставалось то, о чем он говорил, что писал, над чем проводил нескончаемые часы, – изучение Торы.

Ребе всегда подчеркивал, что изучая Тору, мы познаем мир. Каждая мысль, каждый его вывод становились новым этапом в постижении Вселенной. Любое умозаключение превращалось в его устах в откровение о тайнах времени и пространства.

Такая глубина в изучении сама по себе говорит о многом. За этим стоит простая истина: «То, что вы видите во мне, лишь ничтожная частица моей души, не я сам. Действительная моя сущность – в неразрывной связи с Б-жественным учением, которое над временем и над всем сотворенным».

Только крепко укоренившийся в высших мирах может серьезно повлиять на наш мир.

 

284

То, что обычно переводят как «Библия» или «Закон», на самом деле означает нечто другое. Тора – это «указание». В каждом ее отрывке вы найдете, должны найти указание, совет для себя.

285

Тора – это проект, по которому построен мир. Все существующее можно найти в Торе. Более того, любая ее концепция открывает целый мир.

 

286

Как утверждает традиция, когда Б-г говорил на горе Синай с Человеком, эха не было.

Тора проникает во все вещи и поглощается ими, поскольку она – их сущность. Нет места, где ее нельзя было бы применить, нет тьмы, которую она не осветила бы, нет ничего, чего бы она не могла оживить. Ничто не может оттолкнуть ее, заявляя: «Тора слишком священна для этого места».

 

287

Перед Откровением на горе Синай существовала иерархия истин. Египетский первосвященник владел «настоящей» истиной, жрецы – ее тайнами. Их приближенные ученики получали слабые отблески правды. Народ же пребывал в неведении.

На Синае непременно должны были присутствовать все – мужчины, женщины и дети. Все получили одновременно одну и ту же правду.

Когда дело доходит до истины, ее не бывает больше или меньше. Правду можно постичь глубже, более или менее детально, но сущность правды для каждого и везде одна.

Потому что Б-г – везде.

 

288

Посмотрите ясной ночью, как луна отражается в озере. Затем посмотрите, как та же луна отражается в стакане воды и в капле. Точно так же суть Торы отражается в каждом человеке, изучающем ее, – от несмышленого ребенка до умудренного опытом старика.

 

290

Некоторые полагают, что Тора представляет собой собрание законов, обычаев, рассказов с мистической окраской.

Наш народ испытал на горе Синай нечто сверхъестественное. В Торе сказано, что люди видели там гром. Они видели то, что обычно слышат, и слышали то, что обычно видят. Духовное предстало реальностью, земное – невесомым предположением, фантазией.

Душа Торы – это прежде всего ее мистическая сторона. Тора без своего внутреннего значения – не более чем тело без души.

 

291

Не существует двух Тор – одной для мистиков, другой – для законоведов. Есть тело Торы, и есть ее душа. Они неразделимы, не могут вступать в противоречие между собой, и в каждом из них можно найти другое.

 

292

В комментарии, написанном для пятилетнего ребенка, заложены великие тайны Торы. Но только один раз вы понимаете простой комментарий так, как его понимает ребенок.

 

293

Чтобы целиком отдаться Торе, к ней следует относиться творчески. Для этого необходимо прежде всего запереть свое «я».

 

294

Иногда Тора говорит вам одно, потом противоречит себе и наконец предлагает третью концепцию, улаживающую противоречие.

Вы не найдете в Торе всех ответов сразу. В первую очередь необходимо впитать одну простую истину и жить с ней. Затем следует найти другую истину, которая покажется противоречащей первой, отрицающей ее. Из этого смятения явится более высокая истина – скрытый свет, находящийся за всем, что было постигнуто прежде.

 

295

Рабби Зера принял на себя сто постов, чтобы забыть все выученное в Вавилоне, прежде чем приступить к изучению Торы в стране Израиля.

Изучение – это не только приобретение знаний, но и процесс, в котором делается попытка как можно больше «выпрыгнуть» из своего субъективного «я». Неважно, на какой высоте ты находишься, всегда есть ступень еще выше.

Но достижение этой ступени возможно только, если ты понимаешь, что находишься пока внизу.

 

296

Может возникнуть вопрос: «Зачем учиться? Разве во мне и без того нет правды?» – Правда в вас есть, но она заперта, пребывает в крепком сне. И правда извне разбудит вашу внутреннюю.

 

297

Изучение Торы отличается от изучения чего-либо другого. Постигая любую другую мудрость, ваш разум растворяется в информации и знании об изучаемом предмете. Если же вы изучаете Тору, ее идеи, оказывается, что в них – Он Сам, и вы с Ним в это время единое целое.

 

298

Постигая концепцию из Торы, поразмышляйте над ней. Перенесите услышанное из области понимания в область перспективы и реализации. Это должно повлиять на вас так, что вы изменитесь, и ваш обычный день станет уже другим. Тогда концепция окажется вашей.

 

299

Вы можете жить во дворце, в котором много сокровищ, и оставаться нищим. Чтобы стать богатым, нужно владеть тем, что у вас есть.

Так и с вашим умом. Можно вынашивать блестящие идеи и все знать, но оставаться бедным, пока эти идеи, знания не станут частью вас.

 

 

300

Очень важно, как вы строите свой день. Начинайте его с обзора того, что вокруг вас, и только потом постепенно погружайтесь в работу!

Вдохновением на весь день вас зарядит утренняя молитва. После нее приступите к изучению той части Торы, в которой освещаются земные, материальные вопросы. Теперь вы готовы к погружению с головой в тьму – вы уже запаслись светом, который ее будет освещать.

 

301

Изучающие серьезные тексты в ряде случаев уподобляются либо губкам, впитывающим все без разбора, либо воронкам, у которых оно же входит в одно ухо и выходит в другое. Обязанность учителя предостеречь учащихся от крайностей, и научить их сосредоточиваться на том, что важно, и не задерживаться на том, что может служить лишь фоном.

 

302

Я не верю в философию. Я верю в идеи, способные изменить людей.

 

***

Ребе развернул кампанию за возвращение евреев к традиционному образу жизни. Он призывал их совершать скромные дела, в частности зажигать субботние свечи, ежедневно опускать в копилки для цдоки несколько монет, надевать тфилин.

– Не вступайте в споры, не тоните в философствовании, давайте людям действовать, а говорить будем потом, – повторял он снова и снова.

Многие критиковали кампанию, направленную в основном на действие.

– Люди должны понимать, что они делают, иначе это будет просто ритуал! – утверждали они.

– Людей изменяют не доводы и не философия. Людей изменяет дело. Начните что-то делать, и весь ваш взгляд на мир изменится,– настаивал Ребе.

Делайте добро, а выяснять зачем не так уж важно.

 

303

Все сотворенное можно рассматривать как взаимодействие солнца и луны.

Солнце всегда светит и греет.

Луна только отражает свет, полученный от солнца.

Так и в нашем мире нет ничего, что только получало бы, не отдавая. Каждое творение должно и получать, и отдавать, быть солнцем так же, как и луной.

 

304

Солнце неизменно – каждый день тот же огненный шар поднимается над землей. Луна же претерпевает изменения в своих циклах – она то полная, то уменьшается, пока совсем не исчезнет, то обновленная возвращается из небытия.

Точно так же все сотворенное растет и изменяется, как луна, оставаясь неизменным, как солнце.

Растите, изменяйтесь, постоянно учитесь, но всегда сохраняйте стойкость, помните, кто вы.

 

305

Сосуд определяется своим содержанием. Кувшин воды – водой, ящик яблок – яблоками. И дом определяется тем, что в нем.

Наполните свой дом книгами Торы, и он будет Торой. Установите в доме копилку для цдоки, и он явится источником благотворительности. Посадите тех, кто нуждается в теплом доме, за свой стол, и ваше жилище станет светом во тьме.

 

306

Относясь к чему-либо серьезно, вы уделяете этому свое время и не отвлекаетесь на другие дела. И уж, во всяком случае, не на телефонные разговоры.

Духовная сторона вашей жизни – не просто увлечение, не роскошь, а цель существования. Если вы изучаете Тору, молитесь или размышляете, все остальное для вас перестает существовать.

Ваш духовный рост должен заботить вас, по крайней мере, не меньше, чем материальный.