Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Высшая жизнь

Первоначально эта глава называлась «После жизни». Но автор наткнулся на ответ Ребе студенту, спросившему, что такое «После жизни». Ребе сказал, что такого понятия нет: жизнь не кончается, она продолжается в высшей форме.

 

 

208

Мы не говорим, что некто «пойдет на небо». Мы говорим, что это «дитя грядущего мира». Небо – это не место, куда вы идете. Это нечто такое, что вы несете с собой.

 

209

Рабби Йоханан бен Заккай, мудрец Талмуда, который плакал на смертном одре, объяснил своим ученикам, почему он плачет:

– Я не знаю, по какой дороге меня возьмут.

Вероятно, он раньше не задумывался над этим.

Некоторые люди постоянно беспокоятся, что с ними произойдет в конце. Рабби Йоханан был слишком занят мыслями о том, что надо делать теперь и здесь. До самого последнего момента…

 

210

Все в Ребе было чистейшей добротой. Даже его представление об аде (по-еврейски «геином») было добрым и великодушным, насколько это возможно.

Люди неверно представляют себе Ад. На самом деле – это нематериальное место, где есть все, что и в нашем мире, но существует оно бесконечно. Так, за чем бы вы ни гнались в нашем мире, вы будете гнаться и в бесконечности.

Это Ад.

 

211

Эпоха «После жизни» – очень разумное, естественное следствие хода вещей. В конце концов ничто не исчезает, даже тело только преобразуется в землю. Но ничто не теряется.

Личность также никогда не теряется – она возвращается к своему источнику.

Если душа во время своего пребывания здесь привязывается к материальному миру, должно быть мучительно отрываться, чтобы вернуться назад. Если же она только странник, постоянно связанный со своим источником, возвращение домой – только блаженство.

 

212

Как учит Баал-Шем-Тов, в Небесном суде никто не может судить вас за то, что вы делали, пребывая на земле. Как это происходит? Вам показывают чью-то жизнь – все ее достижения и все провалы, верные решения и дурные поступки – потом спрашивают: «Так что следует сделать с этим человеком?» Вам надо вынести свой вердикт, который принимается, после чего выясняется, что этот некто – вы. Конечно, тот, кто склонен судить других не очень строго, определенно выиграет. Лучше уже сейчас учесть это.