Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Правда

Вначале люди смотрели на мир и удивлялись. Потом стали понимать, что могли. Но удивление сохранялось и росло. Постепенно люди поверили в то, что могут понять все, а недоступное пониманию просто неверно – и оно не существует. И тогда удивление угасло.

Все это преамбула к тому, как Ребе подходил к истине. Он отвергал мысль, что истина является таковой, если она поддается пониманию. Некоторые люди называли лампочку Эдисона мистификацией, тогда как Менло-Парк купался в ее свете; кто-то сочинял тезисы, доказывающие, что человек не может летать в машине, в то время как братья Райт уже пять лет демонстрировали это публично Эти люди не были умнее ученых XVIII века, которые выбрасывали метеориты из музеев, утверждая, что камни не падают с небес, потому что их там нет.

Истина есть нечто, найденное вами, чему вы отдались бы. Часто она предстает в таком виде, что вы скорее оттолкнули бы ее, отказались бы принять ее своим умом. Истина приходит откуда-то издалека, куда вам не добраться. Но как только она признана вами – да, это несомненно истина – вы должны поручить каждой клеточке своего мозга понять ее, переварить. Начните с удивления, с пустоты, откройте глаза и уши тому, что говорит вам мир.

191

Вводить в заблуждение мир – одно дело, обманывать же самих себя – не большое достижение. Ты глупец, если хочешь одурачить себя, это понятно всем.

192

Как считают многие, чтобы познать истину, вы должны превратить камни в пыль, передвинуть горы, перевернуть весь мир. На самом деле Истина означает: суметь говорить искренне с Б-гом, изучать Тору, понимая – в этом заключено нечто Б-жественное, помогать другим от всей души. Истина познается в мелочах.

С другой стороны, чтобы убрать гору необходимо некоторое количество динамита и несколько бульдозеров. А для того, чтобы совершить какую-нибудь мелочь, может потребоваться целая жизнь работы над собой.

Делайте, что можете: учитесь, молитесь, размышляйте, совершенствуйте себя; вы уже знаете, как это делать, и Он поможет, чтоб ваши дела находились в согласии с Истиной.

193

Существует много видов правды. Есть правда для всякого создания и для каждой частицы вселенной – ибо каждый отражает своего Создателя по-своему.

Искать правду значит больше, чем искать собственную правду. Это значит найти правду, годную для вас и для других, сейчас и всегда, здесь и везде, для тела и для души, для древнего мудреца и несмышленого ребенка.

Чем выше правда, тем меньше у нее границ.

194

Баал-Шем-Тов учит: есть две дороги.

1. Б-жественно всё.

2. Всё Б-жественно.

Б-г там, где эти дороги сходятся.

195

Б-жественно всё – это дорога Авраама.

Авраам понял, что есть Реальность за пределами любой другой реальности. Всё перед ней кажется несуществующим. Поэтому он разбил идолов и объявил всем людям во всех странах, что есть только Один.

Всё Б-жественно – дорога Ицхака.

Ицхак видел, что мир на самом деле Б-жественен. Поэтому он копал колодцы и в земле, и в людях, выкопал и выбросил тьму, нашел в каждой вещи Б-жественные искры.

Ицхак боролся с тьмой.

196

В каждой дороге есть то, чего не хватает другой.

Если Б-жественно всё, туда включена даже тьма. Но мир не изменяется, ибо тут нет мира, есть только Б-жественное.

Если всё Б-жественно, вы преобразуете мир, откапывая и отбрасывая тьму, отыскивая искры Б-жественного. Но тьма остается нагроможденной снаружи.

Дорога Яакова означает: найти То, Что Является Всем в каждой вещи, и принести То, Что За Каждой Вещью во всё. Он знал Б-га, который одновременно вне и внутри. Для Яакова тьма – тоже свет.

197

Все, что существует, – это Он и вы.

Остальное – лишь передатчик.

Все, существующее в вашем мире, определяется вашим отношением к связи с вашим Творцом. Одно из трех: или это

1. Связь, за которую надо держаться.

2. Отталкивание, которого следует избегать.

3. Нейтральная почва, которая ждет, чтобы вы превратили ее в связь.

Но того, что не является частью вашего замысла, не будет в вашем мире.

198

Все, существующее в вашем мире, – это ваш Творец и вы. В мире вашего ближнего все, что существует, – его Творец и он. И мир его столь же несомненен, как и ваш.

В мире коровы – только ее Творец и она. Так и с насекомым, с растением, даже со скалой.

Каждое сознание образует мир, и каждый мир верен. Осознание этого факта также является частью вашего мира. Осознание того, что в мире других вы – только помощник, передатчик, с помощью которого они связываются с Б-гом. И теперь вы знаете, как войти в их мир.

Где находится центр вселенной? Каждый — центр целого мира.

199

Мир – место постоянных перемен и беспокойства. Каждая точка времени отличается от точек до и после. Каждая точка в пространстве – это це/гый мир со своими условиями и обстоятельствами, мир частиц, постоянно мчащихся в кажущемся беспорядке.

Взгляните на собственную жизнь. Вы делаете много вещей без всякой видимой связи между ними.

Внутренний мир – состояние, в котором все ваши частицы, все аспекты вашего дня движутся в одном направлении.

Если у вас есть цель, вы спокойны.

200

Высшая молитва – молитва ребенка. Вы молитесь какой-то возвышенной концепции – Бесконечного Света или Сущности Бытия, или…

Но у ребенка нет никакой концепции. Существует просто Б-г.

***

Утром, когда вы открываете глаза, вы — новорожденное дитя. Тогда и там вы встречаетесь с Б-гом лицом к лицу.

Но как только вы пробудились, начинает работать ваш мозг. Старайтесь сохранить ребенка в душе.

201

Свет был скрыт. Но не его Источник. Источник Света повсюду.

202

Есть Б-г, открытый индукцией, и есть Б-г дедукции, и есть нечто вдали от всего этого.

Вы смотрите на мир, видите жизнь в нем и приходите к выводу, что в Создании заключена гармоническая сила.

Вы смотрите на мир сцрва и понимаете, что у Творца не было никаких ограничений – Он должен быть Бесконечным Б-гом – и решаете дедуктивно, что Б-г вдали от всех вещей, известных вам.

Но обе дороги определяют Б-га по вещам, которые вы знаете либо находите в них Его, либо решаете, что Он не является ничем из них и пребывает вдали от всех. Больше ничего разум постичь не может. Он, разум, может вечно пытаться и проникать все выше, но никогда не достигнет Его.

Однако глубоко внутри вы сознаете, что есть Существо, в котором невозможно определить, что в нем имеется или чего в нем нет.

Как сказано в Зогаре: «Никакая мысль не уловит Его. Но Он пойман внутренними струнами души».

203

Острый ум найдет истину для себя. Смиренный ум найдет истину выше себя. Истина – собственность не интеллектуала, а того, кто знает, как убежать от собственного «я».

204

Многие вещи представляются верными разумом, окончательная же проверка истины производится здесь, на земле.

205

Никто не может заявить, что достиг абсолютной истины, пока существует некто, не достигший ее.

Абсолютная истина – это неограниченный свет, и если это так, то как он может сиять одному и не сиять другому?

206

Рабби Гилель из Парича говорил: «Не люблю глупцов, но кое-кто, не будучи очень умен для себя, находится ближе к истине».

207

Важное поучение Баал-Шем-Това:

Будь простым, серьезным и распространи эту простоту на все, что ты делаешь. Простота – хранилище для Б-жьего простого Единства.